ЖИГАНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

_______________________________________________________

Жиганская Николаевская церковь была построена в 1784 г. на средства, выделенные из государственной казны.

Храм был деревянным, однопрестольным, с колокольней, расположенный в местности Жиганск. Главной целью строительства являлась христианизация местного населения, распространение и утверждение православия на северных территориях Якутского края.

Жиганская церковь стала опорным пунктом миссионерского движения православия: здесь останавливались миссионеры, направляемые из Якутска, отсюда они направлялись на север. Жиганский храм, наряду с Зашиверской церковью, стал одним из первых образцов деревянного церковного зодчества Верхоянья.

В 1894 г., в связи с ветхостью здания,  на пожертвования собранные прихожанами, был построен новый деревянный, однопрестольный храм, освященный в 1896 г. епископом Якутским и Вилюйским Мелетием (Якимовым). Престол церкви был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, антиминсы освящены  в 1856 г. архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым).

Новый храм имел три главы с тремя чугунными крестами. На левой стороне церкви была расположена кладовая, на правой – караульное помещение. В окна были вставлены железные решетки, для проведения служб в зимнее время — установлены две голландские печи.

Иконостас церкви в начале ХХ в. был окрашен дымчатой и голубой красками. Колоны иконостаса были позолочены листовым золотом, фигуры на колонах листовым серебром. Деревянные царские врата были вырезаны полозоченным листовым золотом, над вратами располагалась икона с изображением святой Троицы.

Церковная опись содержит сведения о сорока девяти иконах на досках и на полотне, в том числе значительное количество из них были заключены в серебряные ризы и венцы с позолоченной чеканкой, медные оклады. Источники указывают, что «утварью церковь достаточно обеспечена». К началу 1930-х гг. в церковной кладовой хранились шестнадцать священнических облачений, в том числе из парчи с золотым и серебряным шитьём. Следует заметить, что часть облачений была приобретена на пожертвования прихожан.

Вокруг церкви на средства тунгуса Чордунского рода Вилюйского округа Х.Догою была возведена деревянная ограда.

В местности Сиктях на левом берегу р. Лены была расположена приписная к Жиганской церкви Казанская часовня, построенная на средства прихожан и пожертвования якутского мещанина С. Баишева.

Службу нес один состав причта: священник и причетник (псаломщик), получавшие жалование и пайковое довольствие. В пользование причтом  была выделена сенокосная земля и рыболовные пески. Причт проживал в домах, построенных для него прихожанами: дом для священника был построен в 1910 г., но к началу 1920-х гг. и дом священника, и дом псаломщика нуждались в ремонте, что было «дорогостоящим мероприятием за отсутствием в Жиганске мастерового склада и материалов, в особенности кирпича для кладки печей».

В связи с неплодородностью земель, земельные участки причтом не использовались и прихожанами были выделены «пески» для рыболовного промысла, но они так же не осваивались, во-первых, из-за отсутствия  необходимо инвентаря, во-вторых, «сами пески причтовые очень застарелые и безрыбны и их предварительно нужно разработать, что, по объяснению сведущих в рыболовстве людей, не будет соответствовать понесенному убытку и напрасному труду». Очевидно, что причт Жиганского храма в  своём обеспечении мог рассчитывать только на получение денежного жалования, ружного содержания и пайкового довольствия.

Интересно, что в начале ХХ в. Жиганская Николаевская церковь не относилась ни к одному из епархиальных благочиний, а находилась в непосредственном подчинв естнсти Сиктях на берегу р. Лены была расположена Казанская часовня построенная на средства прихожан и в особенности С.И. Баишева.

В начале XIX в. прихожанами церкви являлось «2079 инородцев, русских крестьян и мещан».

В 1857 г. Жиганский приход  был разделен на два самостоятельных прихода – Жиганский и Булунский и в начале ХХ в. к церкви были причислены жители 1, 3 и 4  Хатыгинских, Кангаласского и 1 Батулинского наслегов, тунгусы Эматского, Чордунского, Жохутского и Кяльтятского родов — всего 1323 прихожанина, проживающих в 173 дворах. Указанная численность достаточно условна в связи с тем, что большая часть паствы вела кочевой образ жизни, и данные о её численности собирались во время объездов священниками территории прихода.

До 1927 г. Жиганский храм был действующим и находился на содержании коллектива верующих, который, согласно общегосударственной политике, содержал здание за свой счет. В 1931 г., в Якутск в Наркомат финансов была отослана церковная утварь храма, содержащая, в том числе и драгоценные металлы, иконы были  переданы в музей.

В советское время в здании церкви располагался районный дом культуры, здание было перестроено и в 1949 г. снято с учета как памятник истории. По воспоминаниям старожилов в конце 1950-1960-хх гг. полуразрушенные остатки здания сгорели в огне пожара.

В настоящее время Жиганский храм восстановлен — возведен в точном соответствии с оригиналом на основании архивных данных и описаний, как во внешнем облике, так и максимально во внутреннем убранстве. Для плотницких работ  епархиальным строительным комитетом были приглашены специалисты из Санкт-Петербурга, владеющие старинными технологиями церковного строительства, которыми в течении двух месяцев были возведены стены. Деревянный резной иконостас (из липы) был изготовлен в художественно-реставрационных мастерских «Зодчие» г.Нижний Новгород, иконы написаны мастерами г.Палеха.

3 октября 2007 г. состоялось освящения Жиганской Николаевской церкви епископом Якутским и Ленским Зосимой.