СУНТАРСКАЯ ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

____________________________________________

Как отмечает Р.К. Маак к середине ХVIII века в районе Сунтара существовала христианская община из казаков и якутов. Они в апреле 1763 г. обратились с прошением к императрице Екатерине II о дозволении построить церковь на урочище Сунтар. По преданию священник Василий Егорович Попов для постройки церкви имел на выбор три места: 1) урочище Сунтар, 2) урочище Мар около десяти верст от Сунтара вверх по Вилюю на большом озере и 3) Эгдяй. Священник, не желая предпочесть одно место другому, с согласия прихожан бросил жребий, решившись основать храм там, «где Бог благоволить». Жребий пал на Сунтар.

В Сунтарском приходе имелось две деревянные церкви, первая из которых была построена в 1764 г. на средства протоиерея В. Попова. Существовало предание о строительстве этого храма – «Сунтарская Введенская церковь построена в 1764 г. иждивением священника, а впоследствии протоиерея Василия Попова и, по преданию, средства на постройку церкви были дадены о. Василием благодаря найденному девочкой-якуткой кладу – 3 пудов серебра, по тогдашнему курсу до 20 тыс. рублей… Сан протоиерея о. Василий получил в 1815 г. и умер при Сунтарской церкви в глубокой старости»

В 1826 г. Сунтарская церковь состояла из трех приходов, паства которых насчитывала 5314 человек.

В 1893 г. с разрешения епископа Якутского и Вилюйского Мелетия церковь из-за ветхости была разобрана и, затем,  вновь восстановлена в 1895 г. на средства купцов братьев Ивана и Иннокентия Александровичей Поповых, потомков протоирея Попова. Церковь освящалась трижды: 8 июля 1768 г. по благословению епископа Иркутского Софрония в Введенскую, затем, после ремонта 17 сентября 1854 г., по благословению архиепископа Курильского, Камчатского и Алеутского Иннокентия (Вениаминова), в Иннокентьевскую  и 8 марта 1900 г., епископом Якутским и Вилюйским Никанором, в Введенскую.

Вторая церковь первоначально была построена в 1851 г. на средства жителей Сунтарского улуса, затем из-за «тесности и низости» в 1882 г. была перестроена за счет средств жителя 3-го Жарханского наслега У.Я. Попова и в 1884 г. обшита тесом. Освящена 9 октября 1854 г. по благословению епископа Иннокентия (Вениминова) во Введенскую, затем после ремонта и перестройки была освящена 2 ноября 1882 г. епископом Якутским и Вилюйским Дионисием.

Обе церкви были деревянными, однопрестольными. Колокольня первой церкви находилась над папертью храма, у второй церкви колокольня была отдельная, построенная в 1887 г.

Службу нес один состав  причта, получавший государственное жалование и ружное содержание. В 1889 г. в пользование причта было выделено 55 десятин сенокосной земли и, кроме того, 31 десятина покосной земли (из-за которой впоследствии было возбуждено судебное разбирательство между причтом и прихожанами). На церковной земле прихожанами были построены дома для проживания причта.

В разные годы в церкви служили:

ФИО Дата назначения Дата оконч
1 Попов Василий Иннокентьевич 1764 Священник
2 Подгорбунский Стефан Иванович 1863 Священник
3 Попов Александр Адрианович 1863 Священник
4 Троицкий Афанасий Никитич 1863 Священник
5 Попов Иннокентий Семенович 1874 Псаломщик
6 Вознесенский Василий Ильич 1881 Псаломщик
7 Корелин Иван (Иоанн) Максимович 1882 Псаломщик
8 Протопопов Владимир Прокопьевич 1883 Псаломщик
9 Попов Иннокентий Семенович 1884 1888 Священник
10 Кокшарский Федор Гаврильевич 1888 Священник
11 Флеровский Николай 1888 1888 Псаломщик
12 Попов Илья Георгиевич 1889 учитель
13 Зедгенизов Иван Иванович 1890 Псаломщик
14 Попов Иван 1890 Псаломщик
15 Протопопов Владимир Прокопьевич 1893 Псаломщик
16 Попов Михаил 1896 Священник
17 Бекренев Дмитрий Иоасафович 1898 1903 Пономарь
18 Бескренев Исидор Федорович 1898 Староста
19 Федоров Исидор 1898 Староста
20 Протопопов Владимир Прокопьевич 1907 Псаломщик
21 Верещагин Николай 1909 Священник
22 Винокуров Тимофей Леонтьевич 1909 Священник
23 Винокуров Тимофей Леонтьевич 1913 Священник
24 Винокуров Леонтий 1916 Псаломщик
25 Топорков Иван Григорьевич 1920 1929 Священник

Приписных, домовых церквей и часовен в Сунтарском  приходе не было.

В 1862 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа, действовавшая до 1912 г. и закрытая в связи с тем, что с 1 сентября 1912 г. в Сунтарском селении начала работу школа Министерства просвещения. Дом для школы был построен на средства пожертвованные жителем 3-го Жаранского наслега Г. Семеновым.

Кроме того, в Сунтарском приходе были расположены Хаданская школа грамоты, переведенная в 1912 г. в статус церковно-приходской школы и Кубалахская школа грамоты.

Прихожанами Сунтарской церкви в 1913 г. являлись  крестьяне Сунтарского селения, 2 Бордонского, Хаданского, части Сунтарского, Бакамдинского и 2 Жарханского наслегов Хочинского улуса,  части Кангаласского наслега Сунтарского улуса и части Одейского наслега Мархинского улуса — всего  3586 человек.

По воспоминаниям местного старожила А.Н. Калачикова закрытие Сунтарской церкви произошло 16 марта 1930 года решением объединенного съезда делегатов Сунтарского и Хочинского улусов с передачей здания Сунтарскому нардому. В 40-е гг. ХХ в. в перестроенном здании одной из церквей находился клуб.

В настоящее время в Сунтарах действует новопостроенная деревянная Введенская церковь.