САТИНСКАЯ МЕЛЕНТЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

_______________________________________________________

Церковь построена в 1896 году на средства прихожан. На строительство церкви работали плотники из 2-го Мальжагарского наслега Борто Давыдка и его старший брат Кудуккай; Петр Тихонов (Чомчох) из Качикатского наслега, он участвовал в строительстве Качикатской и Чамадайской церквей; Петр Павлов (Тойтоно уус), он участвовал в строительстве Чамадайской церкви. Все они были знатоками строительства русских домов.

Церковь освящена 26 мая 1898 года епископом Якутским и Вилюйским Никодимом. Указом Синода от 21 сентября 1899 года церковь была выделена в самостоятельный приход из второго прихода Кангаласской Покровской церкви. В 1902 году храм был обшит тесом и окрашен.

Храм деревянный в одной связи с колокольнею и огорожен частоколом.

Церковь однопрестольная во имя Святого Архиепископа Мелетия с празднованием 12 февраля. Церковь имел __-е благочиние.

Вокруг церкви и домов для прихожан были посажены черемуховые саженцы. Рядом с церкви была аллея с одной стороны из сосен, а с другой стороны – березы (из воспоминаний о Сатинском наслеге с конца XIX века до 1958 года. Автор Н. Гордеев).

Церковь утварью богато.

Службу нес один состав причта – священник и псаломщик. Штат утвержден Указом Святейшего Правительствующего Синода от 21 сентября 1899 года за №5700. На содержание притча от казны предусмотрены средства и ружное содержание. Жалования: священник 196 рублей, псаломщик – 98 рублей, просфорня – 30 рублей и на церковные потребности предусмотрены 30 рублей. Ружный оклад: священник 160 рублей, псаломщик – 80 рублей.

Прихожанами были построены дома для причта. Дом священника был построен в 1896 году, псаломщика – 1897 году.

В пользование причта была выделена сенокосная земля в размере 55 десятин, из них 16 ¾ десятин находится от церкви в 40 верстах и мало приносить пользу.

В здании хранился церковный архив, имелись метрическая книга с 1896 года, а также  книга браков, исповедные росписи с 1895 года и другие церковные книги. При церкви действовала небольшая библиотека духовно-нравственной литературы.

Священники: Протопопов Михаил Прокопьевич, 1867 года рождения, сын псаломщика, уроженец Нюрбинского селения Вилюйского округа, окончил Якутскую духовную семинарию, в 1899 году назначен настоятелем храма (фото из книги И.И. Юрганова «Церкви Якутии», Якутск, 2010); Кокшарский Михаил Семенович, 1871 года рождения, сын священника, уроженец станицы Иннокентьевской Амурской области, окончил 1-й курс Якутского духовного училища, священник храма с 1908 года

Псаломщики: Протопопов Николай Петрович, 1866 года рождения, сын мещанина, уроженец Тит-Аринского селения Якутского округа, получил домашнее образование;

Просфорня Екатерина Алексеевна Смирнова, вдова священника.

Старостами работали: Николай Елисеевич Никифоров, инородец 1-го Мальджагарского наслега, в 1900 году пожертвовал храму 700 рублей.

Часовен, приписных и домовых церквей в приходе не было.

В начале 20 века в приходе действовали две церковноприходские школы – Сатинская и Бестяхская. В Сатинской школе в 1899 году в ней обучались 14 мальчика и 3 девочки. В Бестяхской школе: 11 мальчиков и 3 девочки. Приходское попечительство открыто с 8 апреля 1899 года. Заведующий и законоучитель священник М. Протопопов.

Здесь учителями работали: Анна Николаевна Винокурова, дочь псаломщика, окончила Якутскую женскую гимназию: Илья Попов, который 19 сентября 1903 года училищным советом был назначен учителем; Баишев Семен Гаврилович (1906 г.) (псаломщик, см. Юрганова), Петр Поликарпович Красин, сын чиновника, окончил 2-х классную церковноприходскую школу в г. Якутске; учитель пении псаломщик Николай Протопопов.

Прихожанами церкви являлись крестьяне станций Покровской волости и жители Сатинского, 1, 2-го Мальджагарских наслегов.

В 1920 году церковь была закрыта, с нее сняли купола и кресты. Здание церкви использовался как колхозный клуб и краеведческий музей. Здание сгорело в ____ году. В настоящее время церковь построена на средства населении и при финансировании дирекции «Моя Якутия 21-век».

Источники:

  1. НА РС(Я) Ф226и, опись 9, дело 134