МЕГИНСКАЯ БОГОРОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

______________________________________

Строительство церкви было заложено в 1820 году в местности «Толоон» (Бютейдях). Инициатором строительства храма был голова Мегинского улуса Константин Алексеевич Попов (Түөнүкү кулуба). Попов К.А. почти 45 лет он бессменно княжил в Алтанском наслеге, 11 лет управлял улусом и был одним из первых меценатов Якутии.

Здание построено за счет пожертвований жителей Мегинского улуса. По приданию жители Алтанского, Морукского, Тарагайского наслегов были обложены заданием заготовить и привезти по одному бревну с каждого двора.

Строительство церкви завершено и освящено летом 1823 года. Здание храма деревянное, трехэтажное с колокольней и имеет ширину 25 метров, высоту – 18 метров. Колокольня достроена в 1873 году. На строительство здания были привлечены все известные плотники улуса. Церковь была огорожена забором – штакетником.

Церковь – четырехпрестольная. Два престола размещались на втором этаже (в холодной): в честь Рождества Просветителя Богородского и во имя Святого Равноапостольных царей Константина и Елены (и матерь его царица Елена), два престола были в нижнем этаже (в теплой): во имя Николая Мерлинского Чудотворца и во имя Святого Иннокентия первого Иркутского Чудотворца.

Церковь имела два алтаря и 10-е благочиние (с 1914 года церковь имел 5-е благочиние).

Фрески церкви расписаны и частично сохранились по настоящее время. На южной стороне (стене) изображены пророки: пророк Савоаф с письмом, пророк Моисей со скрипкой, пророк Давид с гуслями и пророк Авраам. На северной стене тоже изображены святые.

В колокольне были 6 колоколов (31 пудовый – мать колокол, 25-ти пудовый, остальные маленькие). Колокола обычно звонили по субботам, и звон колоколов был слышен в Сатагае, Елечее.

Службу несли два состава причта: два священника и два псаломщика, получали государево жалование из казны в размере 1558 рублей (1914 г.) и ружное содержание (ругу от прихожан). Как говорили местные прихожане «Алтан а5абыыт» и «Моорук а5абыыт».

В разные годы в церкви служили:

ФИО Дата назн Дата оконч
1 Петров Матвей Прокопьевич 1826 Пономарь
2 Попов Виссарион Семенович 1826 Дьячок
3 Попов Василий Федорович 1833 Священник
4 Шипицын Лев Филиппович 1834 1843 Дьякон
5 Конюхов Василий Андреевич 1841 1864 Священник
6 Конюхов Михаил Васильевич 1854 1888 Псаломщик
7 Корнаков Василий Филиппович 1863 Священник
8 Шипицын Иннокентий Львович 1876 1884 Священник
9 Шипицын Иван (Иоанн) Иннокентьевич 1884 1888 Священник
10 Шипулин Иван Иннокентьевич 1884 Псаломщик
11 Суворов Агапит Агапитович 1886 1899 Священник
12 Винокуров Иннокентий 1888 Псаломщик
13 Комаров Василий Михайлович 1888 Псаломщик
14 Конюков Василий Михайлович 1888 1919 Псаломщик
Конюх(к)ов 1888 Диакон
Конюх(к)ов В 1888 Псаломщик
15 Подгорбунский Феоктист 1898 Псаломщик
16 Попов Николай 1898 Староста
17 Орлов Степан (Стефан) Александрович 1899 Священник
18 Романов Николай Алексеевич 1899 Священник
19 Литвинцев Агафангел Степанович 1900 Псаломщик
20 Слепцов Феодосий Иванович 1900 Псаломщик
21 Сушковский (Сучковский) Василий Георгиевич 1901 Священник
22 Неустроев Иннокентий Гаврилович 1902 Настоятель
23 Сивцев Федор Гаврилович 1903 1910 Священник
24 Суворов Петр Агапитович 1904 1905 Священник
25 Канаев Александр Степанович 1905 Настоятель
26 Винокуров Николай Иванович 1910 Священник
27 Сизых Николай Иванович 1911 Священник
28 Конюков Василий Михайлович 1919 Священник
29 Конюхов Василий 1919 Диакон
30 Попов Иннокентий Семенович 1919 1926 Священник
31 Сизых Никон 1919 Священник
32 Скрябин Василий Федорович 1919 Староста
33 Винокуров Иван Иванович Священник
34 Габышев Стефан Псаломщик
35 Зедгенидзев Александр Священник
36 Зедгенидзев Дмитрий Священник
37 Никифоров Семен Священник
38 Слепцов Феодосий Иванович Псаломщик
39 Соловьев Николай Васильевич Священник
40 Суворов Савва Священник

В пользование первого прихода была выделена церковная земля в размере 33 десятин, для второго прихода выделена земля в 10-ти различных местах без межевания, всего 66 десятин.

В здании хранился церковный архив с 1823 года, имелись метрическая книга с 1823 года, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги с 1864 года. Утварью церковь достаточно была снабжена. Имелся один нарезной антиминс и походный иконостас, состоящий из 3 икон, писанины на холсте Господа Святого Спасителя Вседержателя и Божьей Матери Казанской. Имелось караульное здание и амбар.

Священнослужители проживали в 2-х русских домах, построенных прихожанами.

В приходе церкви имелась деревянная Петро-Павловская часовня в Алтанском наслеге в урочище «Саhыл Уйалаах» (Амгинский улус), освященная в 1870 году. Часовня имела размеры 5 на 5 метров, имела высокий крест. Богослужения совершались во время объезда священниками. Разобрали часовню в 1921-1922 годах.

Старостами церкви работали: Николай Прокопьевич Попов, житель Алтанского наслега; Иван Петрович Слепцов, житель Тарагайского наслега. Слепцов на службу вступил по выбору общества прихожан; Иван Окороков.

В Мегинской церкви побывали: в 1854 году Архиепископ Иннокентий, в 1868 году – Дионисий, в 1878 году – Илларион, в 1893 году – Мелетий, 7 марта 1906 года церковь посетил епископ Якутский и Вилюйский Макарий  и отслужил в храме водосвятный молебен. Собралось более 700 якутов, встретил и приветствовал Владыку отец Федор Сивцев. Далее он посетил церковноприходскую школу и провел проверку знаний учеников (14 мальчиков и 1 девочка). Замеченные здесь некоторые пробелы в преподавании арифметики и других предметов, весьма обильно покрывались умением учеников петь священные песнопения.

При церкви с января 1898 по 1920 годы действовала церковноприходская школа. Школу построили местные жители на средства жителя Алтанского наслега и видного мецената, улусного писаря Слепцова Василия Яковлевича (фото из книги о наслеге Алтан, Мегино-Кангаласский улус). В. Слепцов в 1900 году финансировал строительство больницы, провел перепись населения Мегинского улуса.

Обучения проводились на русском языке и были платными. Первым учителем работал Александр Петрович Нифонтов, 1875 года рождения, сын псаломщика, окончил 4 класса Якутского духовного училища, с 1908 года священник Атамайской Николаевской церкви. Заведующий и законоучитель священник Федор Гаврильевич Сивцев, учителями работали: Михаил Дмитриевич Азаров, Александра Михайловна Сивцева (жена священника), Сусанна Степановна Лонгинова, Ульяна Петровна Михайлова, Дмитрий Иванович Зедгенидзев и другие.

Первые ученики: Степан Стручков, Никифор Барабанов (Алтанский наслег). В 1900-01 учебном году обучались 8 учеников (5 мальчиков, 3 девочки). В 1901-02 учебном году обучались 16 мальчиков и 6 девочек, 1914-15 учебном году в школе обучались 20 учеников.

Церковноприходскую школу закончили: Гаврилов Кузьма Осипович, видный общественный и политический деятель, основатель кооперативного движения в республике; Сосин Тит Егорович, заместитель народного комиссариата по здравоохранению; Слепцов Михаил Федорович, первый агроном из якутов и другие.

При церкви действовало церковно-приходское Попечительство. Попечителем был инородец Василий Слепцов. С 1899 года в районе церкви действовал фельдшерский пункт.

Прихожанами церкви являлись жители Алтанского, 1-й Мойрутского, Мойрутского, Тарагайского, части 2-го Мельжахсинского и 2-го Хаяхсытского наслегов.

1-й приход:

Наслега                Дворов                 Муж.                   Жен.

Алтанский наслег                 613                   1166                     1045

Мойрутский наслег                73                     170                       153

2-й Мельжахсинский наслег   60                     120                       114

2-й Хаяхсытский наслег          46                     110                         95

ВСЕГО                                  794                   1575                      1414

2-й приход:

Наслега                Дворов                 Муж.                   Жен.

Мойрутский наслег             449                     955                       773

Тарагайский наслег            306                      651                      533

ВСЕГО                                753                    1610                     1314

Кроме того, члены духовенства, всего в приходе было 1552 домов, мужского населения – 3185, женского – 2728 человек.

В советское время со здания церкви были сняты кресты и купола. В национальном архиве есть документ следующего содержания: «Телеграмма Мегинского УИК в адрес ЯЦИК от 14 июля 1929 года «Пустует Тюнгюлюнское, Бютейдяхская церкви. коллективы самоликвидированы. просим разрешить изъятие день свержения колчаковщины. Ходатайство поступил вам» (ошибки не исправлены, Ф30 опись 1 дело 4995).

Здание было использовано в качестве: склада, музея, Ленинской комнаты и в других целях.

Здание храма сохранилось до настоящего времени и восстановлены купола и кресты.

Источники:

  1. НА РС(Я), Ф 226 опись 9 дело 213.
  2. НА РС(Я), Ф30 опись 1 дело 4995.
  3. Газета «Якутские епархиальные ведомости от 16 мая 1906 года № 10».
  4. И.И. Юрганова. Церкви Якутии (краткая история), Якутск, 2010.
  5. К.К. Родионов. Наше духовное наследство, Якутск, 2010.
  6. Книга о наслеге Алтан, Мегино-Кангаласского улуса.
  7. Книги о наслеге Алтан, Амгинского улуса.
  8. Сайт МБОУ «Кюсюрская СОШ», Булунский улус.