ЭЛЬГЯТСКАЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

____________________________________________

Эльгятская Иоанно-Предтеченская деревянная, однопрестольная церковь, расположенная  в 1-ом Бордонском наслеге Сунтарского улуса на правом берегу р.Вилюй, была построена в 1875 г. на средства якутов Кангаласского наслега Сунтарского улуса Г.Н. Попова и Н. Самсонова с помощью прихожан. Освящена 10 ноября 1878 г. епископом Якутским и Вилюйским Дионисием.

Церковь в одной связи колокольней была обнесена деревянной оградой. При церкви действовала библиотека духовно-нравственной литературы.

Службу нес один состав причта (утвержденный в 1883 г.), получавший государственное жалование и ружное содержание. В пользование причта была выделена земля в количестве 58 десятин, из которых усадебной и хлебопашенной земли  — 3 десятины, сенокосной (отведена в 1863 г. и  в 1889 г.) — 55 десятины. К 1913 г. были построены новые деревянные дома для проживания причта.

Рядом с церковью находилась Георгиевская часовня, построенная жителем Кангаласского наслега бывшим головой улуса Е.Н. Поповым и освященная  в марте 1900 г.  епископом Якутским и Вилюйским Никанором. Часовня имела восьмиугольную форму с одним куполом и крестом. Она была построена в качестве усыпальницы Попова, имелся склеп, пол которого был сделан из выжженного кирпича; алтарь с престолом и жертвенником; иконостас с царскими вратами и иконами в серебрянных ризах. Внутри и снаружи часовня была обита тесом и окрашена краской. Службы в часовне проводились только воскресные дни и церковные праздники и она заменяла церковь в летнее время.

В двадцати пяти верстах от церкви в Хоринском наслеге была расположена Петропавловская часовня, построенная жителем Хоринского наслега П.А. Кокориным и освященная в ноябре 1875 г. епископом Якутским и Вилюйским Дионисием. Часовня прочная, по внешнему виду напоминала церковь: имела окрашенный в темно-голубой цвет иконостас, с иконами в два ряда (отмечается, что некоторые иконы «были очень хорошей живописи, которую редко можно встретить даже в сельских церквях») и богато украшенные царские врата; престол в алтаре, ограду и ворота. В часовне имелось напрестольное Евангелие, медные кресты, серебряные сосуды, лампады, кадило, подсвечники, некоторые богослужебные книги и священническое облачение. Здание часовни отапливалось голладской печью, и было возможно проводить службы в течение всего года. Службы в часовни совершались 29 июня на походном антиминсе Сунтарской церкви, так как антиминс из часовни был передан в новую Билючанскую церковь. Причт Эльгяйской церкви вносил предложения в переводе часовни в статус церкви, но данное предложение не нашло поддержки у прихожан.

Церковно-приходской школы в Эльгятском приходе не было, так как действовало двухклассное народное училище Министерства народного просвещения.

В 1913 г. прихожанами Эльгятского прихода являлось 3749 человек, проживающих в 1 и 3 Бордонских, Хоринском, Кангаласском, Кокоринском наслегах Сунтарского улуса и Бакамдинского, 2 Жарханского и Сунтарского наслегов Хочинского улуса.