МУХТУЙСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории района

_____________________________________

Архивы Иркутской области не раз открывали нам страницы прошлого Ленского района. Просматривая Иркутские епархиальные ведомости 19 века, мы нашли материалы о Мухтуе и ее жителях. Со статьей «Мухтуйский приход», опубликованной в 1884 году (автор ее приходской священник Никольского храма Николай Пономарев), вы ознакомились в прошлом номере «Сретения». Сегодня — еще более ранняя статья из Ведомостей 1872 года. И, на наш взгляд, не менее интересная.

По сведениям историческим известно, что по распоряжению правительства Восточная Сибирь, в особенности отдаленный край реки Лены, населяем был из великороссийских губерний, большею частию людьми из крестьянского звания, которые следовали на заселение вновь покоренного края за рекрутскую очередь. В числе прочих, был поселен в Мухтуйское селение Киренского округа четырнадцатилетний крестьянский сын Лука Сидоров Рыбкин, который терпением своим и многолетними трудами приобрел себе здесь домообзаведение и скотоводство, и по жизни образец честного, трудолюбивого и безбедного крестьянина. Но, быв женатым и не имея детей мужского пола, он взял на воспитание восьмимесячного младенца, по имени Егор, от следовавшего в путь в то время по реке Лена, из г. Киренска в г. Якутск, бедного диакона Никиты Косыгина, который ночевал в его доме. Лука Рыбкин, воспитав Егора Косыгина, передал ему и свою фамилию, и в продолжение своей жизни поощрял его к труду и воспитывал в нем преимущественно религиозные чувства и внушал истины святой веры. Упоминаемый Лука Рыбкин, будучи крестьянином состоятельным и находясь в отдалении от храма Витимской Спасской церкви (за 200 вер.), потому что принадлежал к приходу оной, возымел искреннее желание построить в своем селении деревянную часовню, и построил оную на иждивение свое в 1700 годах, в Мухтуйском селении. В эту часовню он пожертвовал иконы Спасителя, Божией Матери, св. Николая Мирликийского Чудотворца и св. Димитрия Ростовского Чудотворца. Первые три иконы писаны на досках, итальянской живописи, искусной кисти, и только последняя из них написана на холсте, и все эти иконы до настоящего времени сохранили краски и живопись, находятся в Мухтуйской Николаевской церкви, служат особенным предметом чествования и поклонения во время посещения домов прихожан для отправления молебных пений и остались живыми памятниками существования первого молитвенного дома — зародыша настоящего поместного благолепного храма. Усердный доброхот, вскоре после сооружения часовни умер, передав все свое имение и капитал воспитанному сыну своему Егору Рыбкину. К сожалению окрестных жителей, часовню эту по случаю наводнения во время прохода реки Лены в 1848 году, быстротою воды унесло с места ея нахождения; лишь только успели сохранить одни упомянутые иконы. Затем после наводнения, в том же 1848 году, часовня эта была перенесена в амбар, к внучку Егора Рыбкина, торгующему киренскому мещанину Петру Егорову Рыбкину, куда в воскресные и праздничные дни притекали многие богомольцы для общей молитвы.Но в 1855 году, после упадка торговых дел и несостоятельности торгующего киренского мещанина Петра Егорова Рыбкина, а также других непредвиденных несчастных случаев жизни Рыбкина, и за смертию его, капитал которого и имущество все подлежало к описи, часовня была перенесена из амбара Петра Рыбкина в амбар же брата его Андрея Егорова Рыбкина, где и составляла для жителей селения и богомольцев тоже молитвенный дом, который и существовал до постройки настоящего храма, сооруженного в 1863 году 18 числа марта.

Говоря о постройке Мухтуйской Николаевской церкви, должно сказать, что умерший киренский мещанин Петр Егоров Рыбкин в 1840 году поддержал желание своего деда Егора Рыбкина, и возымел твердое намерение с помощью доброхотных дателей соорудить в Мухтуйском селении деревянную церковь во имя святого Федора Стратилата, на что приготовлены были все материалы, но по вышеупомянутым обстоятельствам, это святое дело встретило препятствие и до 1847 года подвигалось медленно. В 1847 году, с разрешения Преосвященнейшего Нила, Архиепископа Иркутского, совершена была закладка св. храма во имя того же св. Федора Стратилата, но к несчастью, по случаю вышеупомянутого наводнения в 1848 году, закладку церкви снесло, потому что вода поднималась от земли более трех аршин в вышину, и остался только один освященный и водруженный деревянный крест на месте преднамереваемогохрама. Крест этот был водружен в землю глубиною не более двух вершков, и остался невредим, что и сочтено многими богомольцами чудодействием Божием и предзнамениеванием, что будет на семь месте храм; ибо в 1848 г. Большеводием унесло из селения многие здания, повыдергало от заборов столбы из мерзлой земли, а крест деревянный наклонило только немного набок и оставило целым. Чтобы не могли попирать святыню сию, сын покойного Петра Рыбкина, Григорий Петр Рыбкин по религиозному чувству взял на себя этот крест на хранение в Мурьинское селение, в 24 верстах от села Мухтуйского. Постройка храма во имя св. Федора Стратилата приостановилась. Потом старанием вышеупомянутого Григория Петра Рыбкина и пожертвованиями брата покойного Петра Рыбкина Андрея Егорова Рыбкина и многих других доброхотных дателей, с помощью крестьянского и мещанского обществ сооружен храм Божий в Мухтуйском селении во имя св. и Чудотворца Николая с образованием особого прихода, и в 1863 году 18 числа марта месяца бывшим о. благочинным Петром Пономаревым освящен; благодаря старанию предместника моего о. Василия Успенского, продолжавшего служение в сем храме семь лет, и многими жертвами киренского мещанина Андрея Егорова Рыбкина, Мухтуйская Николаевская церковь с 1863 года получила богатые украшения, как то: на местных иконах серебряные ризы под позолотою, с таковыми же венцами на сумму 800 руб. сер., а равно есть многия другие ценные иконы, довольно хорошей живописи и так же в серебряных окладах под позолотою и самое украшение храма, все это привлекает молящихся и умиляет их сердца к славословию Пресвятого Имени Божия. Вся постройка церкви с утварью и всеми принадлежностями внутри и вне храма оценена около тысячи руб. серебром. Будучи в настоящее время священником при Мухтуйской Николаевской церкви, я не могу не обратить внимания и на тот освященный деревянный крест, который столь чудно сохранился в 1848 году; по моей просьбе киренский мещанин Григорий Петров Рыбкин представил мне этот крест в апреле 1870 года; величиною он в длину две четверти с половиной, и в ширину шесть вершков; теперь он украшен позолотою листового золота и поставлен в ограде церковной на месте бывшей закладки во имя св. Феодора Стратилата.

В 1869 году по приезде Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшаго Пароения Архиепископа Иркутского и Нерчинского, в Мухтуйское селение Киренского округа для обризования церкви, было испрошено через меня, местными жителями совершать 8-го июня крестный ход вокруг селения, который жителями прихода в память св. Феодора Стратилата совершается и празднуется. Псалмопевец говорит: ище не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий, и аще не Господь сохранит град, всуе будь стрегий (псал. 5). Так было и с нашим селением и с основанием в нем храма Божия. Господь населил здесь людей, Он их умножил, св. Своим промыслом, Он устроил Себе св. храм. Он его обогатил, Он и хранит его (1872 года июля 1 дня). Священник Иннокентий ПОПОВ.