УСТЬ-МАЙСКАЯ МАТВЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Фото

Переход к истории улуса

____________________________________________

Летопись Усть-Майской Матвеевской церкви.

(ЯЕВ 1899 №8-9)

Деревянный храм в Усть-Майском селении, по Аянскому тракту, построен в 1854 году с благословения Преосвященного Иннокентия, Архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, и того же 30-го числа ноября, на память св. Апостола Андрея Первозванного, освящен ими же самим во имя св. Апостола Малетия с празднованием св. Апостолам Петру и Павлу с св. мучениц Ирине. Построен по желанию и настоянию помянутого Преосвященного при деятельном участии о. благочинного, протоирея Дмитрия Васильевича Хитрова (впоследствии Епископа Уфимский), иждивением и усердием якутского купца Мелетия Матвеевича Максимова с прихожанами сей церкви и других лиц. С тех пор доныне в том же виде существует и не подвергался никаким особенным переменам, кроме весьма незначительных: что в августе месяце 1864 года в проезде с Амура в Якутск и в бытности свою в Усть-Майском селении тот же Преосвященный Иннокентий, Архиепископ Камчатский, при посещении церкви, усмотрел сильную надавленность к внизу потолочных матриц и большие щели на полу, особенно в алтаре. В следствие того, с разрешения помянутого Преосвященного, в мае месяце 1865 года был снят иконостас, снова сколочен там без сдвига св. престола, под матнецы поставлено шесть столбов и тогда же поставлена новая печь по прочности первоначальной. Сверх того, ранее сего, в июнь месяце 1863 г. Колокола перенесены с церковной на новую (на отдельную) колокольню, начавшуюся постройкою 1862 г. На добровольные пожертвования прихожан и других лиц, и оконченную и освященную с том же году.

В настоящее время в приходе Усть-Майской Матвеевской церкви числится две деревянные часовни: Учурская Троицкая и Кюпсюнская Степановская, обе с алтарями Первая в стойбищах бродячих тунгусов, в 1100 верстах от церкви, при р. Учур, впадающей в р. Алдан, на узаконенной учурской ярмарке, построена в 1846 году иждивением торгующих там якутов, преимущественно Кангаласского ведомства, с пособием прихожан местных тунгусов, по причине необыкновенной отдаленности от тогдашнего приходской (Амгинской церкви) (тогда все инородцы, прихожане сей церкви, состояли при церкви Амгинской слободы), а также, по случаю стечения сюда народа в большом количестве для торговли, освящена Амгинским священником Геронтием Дьячковским, заведовавшим тогда здешними местными жителями. Вторая находится в Кюпском кочевом тунгуском наслеге в 120 верстах от церкви, при р. Алдан, вниз по течению, построена в 1864 году иждивением и стараниям всего наслега, а особенно усердием того же наслега тунгуса Гаврила Феодорова (Феодоровича) Опросимова, который более других и пожертвовал на оную (сверх разных приношений, внес единственно на колокола и местным иконам 100 руб. сер.), в воспоминание любимого брата своего тунгуской головы Стефана Опросимова, погребенного там, где находится часовня, от чего и часовня по желанью строителей освящена во имя св. Апостола и Архидиакона Стефана в память … покойного головы Стефана Опросимова.

Крестьяне, живущие при церкви, с тех пор, как построилась церковь, хоронят умерших своих доныне на одном месте, недалеко от селения на погост, безопасном от воды, но неогороженном ничьим. До построение же церкви нормальных кладбищ в пределах прихода не существовало, да и теперь в собственном смысле нет, потому что тунгусы-прихожане, ведя в глубоких местах бродячую и кочевую трудную жизнь, никак не могут хоронить мертвых на одном определенном месте, а хоронят их там, где умирают.

В 1856 году определен и ВЫСОЧАЙШЕ утвержден для церкви штат из священника, дьячка и пономаря. Священнику положено в год жалования 200 р., дьячку 90 р. И пономарю 75 р. серебром, сверх того ….. пользуются от прихожан 33-мя десятинами сенокосной земли, а руги не получают. Живут в церковных домах, деревянных, из которых дом священника куплен за 200 р. сер. по распоряжению Преосвященного Иннокентия, Архиепископа Камчатского, в июне месяца 1855 года от отставного Баталера Алексея Сорокина, а дом дьячка за 40 р. сер. По распоряжению о. благочинного, протоиерея Никиты Запольского в мае месяца 1869 года от мещанина Петра Харитонова.

В 1862 году священником Николаем Берденником собрано для обучения грамоте 15-ть мальчиков и девочек прихожан, которые (за исключением немногих из них) к 1865 году умели уже хорошо читать, даже Часослов и Псалтырь на клирос, хорошо приучились писать и начали учить наизусть краткую священную историю. Но с 1865 г. крестьяне, означенных детей родители, переселились на жительство в Иркутскую губернию и Амурскую область и детей увезли с собой, от них осталось только 2 мальчика, которые и продолжали свое учение, а потом к ним присоединились еще два. Обучение их грамотой проводилось в доме священника. Пищею дети пользовались от родителей, а классическими принадлежностями от священника безвозмездно.

Прихожане состояли и состоять частью из крестьян, переселенных сюда из Иркутской губернии по распоряжению начальства и по собственному их желанию в 1852 году для заселения и улучшения реки Маи, впадающей в реку Алдан, в видах содержания почтовых и обывательских станций, расположенных по р. Мая, а все прочие прихожане тунгусы Майского ведомства шести наслегов: 1-го 2-го и 3-го Энженского, Бытальского, Кюрбюгдинского и Кюнского. Среди сих прихожан проживает часть раскольников пол(п)овщинской секты, из числа 32 душ обоего пола, но они ни изчетников (уставщиков), ни моленен не имеют и никаких молитвословий и обрядов не справляют.

С февраля месяца 1862 года состоял на службе при настоящей церкви священник Николай Берденников, уроженец уездного города Киренска Иркутской губернии, священника Константина Берденникова сын, кончивший курс учения в Иркутской духовной семинарии, поступил к сей церкви из учителей Якутского духовного училища вместо первого священника сей церкви Александра Пономарева, выбывшего по просьбе его на службу к Мачинской часовни, что на золотых Ленских промыслах.

С 20 сентября 1866 года состоял на службу при настоящей церкви дьячок Захарий Иванович Куркин, сын финляндца, уроженец Ситхинский, исключен из среднего отделения Новоархангельской духовной семинарии, поступил к сей церкви из Благовещенского кафедрального собора, что на Амуре.

С самого поступления к настоящей церкви, по предложению Преосвященного, исправлял должность церковной старосты священник Николай Берденников сам, по увольнению от сей должности якутского мещанина Петра Харитонова, неудовлетворительно исполнявшего свою обязанность.

1869 год.

Декабря 2 ч. Посетил сей храм и в оном совершал Божественную литургию Дионисий, Епископ Якутский.

1870-й год.

Февраль 2 дня. В сем году священник Николай Берденников награжден набедренником.

Апрель 7 дня дьячок Захарий Куркин перемещен от сей церкви на вакансию дьячка к Дюпсюнской Троицкой церкви, что в Якутском округе.

Июнь 10 дня. До 100 человек крестьян, прихожан сей церкви, вследствие предложения начальства и по добровольному желанию отправились на жительство в Приамурский край, через Аянь – морем. Июнь 21 дня, с разрешения начальства, тунгусами 1-го Эжанского рода, построенная в сем году часовня, освящена вот имя Воздвижения креста Господня.

Июль 9-го дня посетил сей храм исправляющий должность Якутского Губернатора, полковник Виктор Павлович Де-Витте.

23 июня на место выбывшего дьячка Захария Куркина определен во звание псаломщика окончивший ныне курс учения воспитанник Семинарии Николай Петрович Охлопков, дьяческий сын, урожденец г. Якутска.

Учащихся при церкви к 1871 году осталось 6 человек, а 2 мальчика выбыли с родителями на Амур, обучившись хорошо читать по русски и по славянски и писать прописи и выучивши наизусть краткую св. историю и краткий катехизис.

1871 год.

К 1871 году оставалось при церкви учеников 6 человек, в 1871 году поступили 2 чел., затем к 187(8)2 году осталось тоже число учеников.

1872-й год.

С 2-го марта 1872 года командирован к настоящей церкви, походной Николаевской церкви священник Михаил Николаевич Винокуров, уроженец г. Якутск, окончивший курс учения в Якутской духовной семинарии в 1867 году. Поступил к сей церкви на место 2-го священника сей церкви Николая Константиновича Берденникова, переведенного в кафедральный Троицкий собор, что в г. Якутске.

27-го числа в 12 ½ часов дня прибыл на Усть-Маю князь Михаил Александрович Голицын, был у священника и отправился обратно того же числа в 1 ½ часа вечера.

16 ноября посетил храм и вновь совершил Божественную литургию Дионисий, Епископ Якутский и Вилюйский и отправился по тракту к Якутск в Амгинскую церковь в 10 ½ часов утра.

1873 год.

Командированный в Усть-Майской Матвеевской церкви в 1872 году походной Николаевской церкви священник Михаил Винокуров Преосвященным Дионисием, Епископом Якутским и Вилюйским утвержден местным: об утверждении указ Якутской духовной Консистории, от 1-го августа за №942-м.

Месяц ноябрь 27 ч.

Прибыл в 6 часов вечера на Усть-Маю, для обозрения церкви, благочинный сей церкви, протоирей Петр Кузьмич Попов с дьяконом Градо-Якутской кладбищенской церкви Фрументием Винокуровиым: тот же вечер, осмотрев храм, обревизовал делопроизводство и кассу церковную, а 28 числа, в 2 часа после полудня, отправился обратно по тракту в Якутск через Абагинскую часовню.

1874-й год

Месяц январь 31

Выдана Якутской духовной Консисторией 31-го января за № 120-м сборная книга на исправление Усть-Майской церкви с сроком на два года.

1-го февраля 1874 года получен от Его Преосвященства, Дионисия Епископа Якутского, взамен старого поврежденного, новый си. Антиминс во имя храма св. Апостола Матвея и Мученицы Ирины, освященный в 1871 году 18 июня тем же Преосвященным Дионисием. 23-го февраля прибыл на место выбывшего псаломщика Николая Охлопкова, командированный к Усть-Майской церкви, для опыта, как сказано в указе Консистории, от 5 февраля за №148, данном на имя его, дьячок Кангаласской Покровской церкви Леонтий Винокуров, исключенный в 1865 году из среднего отделения Якутской духовной семинарии, уроженец Якутской области села Намского, ныне диакон Тойбохойской Иннокентьевской церкви (Вилюйского окр.). 10 июня прибыл на службу диакон Сумеон Николаевич Попов, исключенный 1858 г. из Якутской духовн. училища, рукоположенный во дьякона Преосвященным Павлом в 1869 году, урожденец Якутской области, Амгинской слободы.

10-го сентября посетил сей храм Якутский гражданский Губернатор, Генерал-майор Виктор Павлович Де-Витте.

1883-й год

Сентябрь 25 ч. Сего числа прибыл в Усть-Маю определенный местным священник Алексей Берденников, урожденец села, окончивший учения в Иркутской духовной семинарии в 1882 г. Поступил взамен переведенного на Чурапчу и там скончавшегося священника Константина Ивановича Соколова.

1882-й г.

Июнь 10-го освящена при устье речки Мили, впадающей в Алдан, часовня во имя св. Василия Великого, построенная на иждивение тунгуса 3-го Энженского рода Василия Трифонова.

1886 год.

Август 3 ч. Его Превосходительство г. Губернатор Якутской области, полковник К.Н. Светлицкий прибыл в село Усть-Майское, в поездку свою вверх по р. Мая до порта Аяна. 17 августа Его Превосходительство благополучно возвратился в село Усть-Майское.

1887 год.

Июнь 1 священник села Усть-Майского церкви Алексей Берденников перемещен Его Преосвященством к Верхоянскому Благовещенскому собору с назначением и. д. благочинного 1-го участка церквей Верхоянского округа.

1888 год.

Февраль 27 числа прибыл в село Усть-Майское вновь назначенный вместо отбывшего священника Алексея Николаевича Берденникова, священник Василий Александрович Мальцев, урожденец селения Оймяковского, сопредельное Охотскому краю, окончивший курс учения в Иркутской духовной семинарии.

1890-й год.

10-го декабря куплен от тунгуса Павла Атласова дом для церковно-приходской школы на средства самой школы и местного попечительства. Школа и попечительство открыты священников Алексеем Берденниковым в 1886 году. Раньше школа своего помещения не имела, а обучение детей производилось, смотря по обстоятельствам и удобству, в домах или псаломщика, или священника.

1892-й год.

13-го ноября указом Якутской Духовной консистории, от 31 августа 1892 г. за № 2565-м, перечислены от Абагинской николаевской к Усть-Майской Матвеевской церкви якуты Ботуруского улуса 2-го Скараульского наслега в числе 82-х душ обоего пола, живущие при устье речки Мили, впадающей в Алдан. Причина перечисления – трудность сообщения с Абагинским причтом, близость и удобство с Усть-Майским, который ежегодно, проезжая по верхнему течению Алдана, может заезжать к ним без затруднений, свернув в сторону только 10 верст без подвод в лодке.

Ноябрь 7-го принят в православие скопец Иван Трофимович Красников.

Декабрь 28 ч. прибыл в Усть-Майскую церковь благочинный IV-го уч., священник Стефан Лонгинов по обревизовании  церкви и школы, отбыл обратно 29 числа поздно вечером в Амгу, резиденцию благочиния.

1894-й год.

Декабрь 24 Сего числа присоединен к православию скопец Троицского селения Моисей Петров.

1895 года.

Декабрь 29 числа прибыл в Усть-Майскую церковь благочинный IV участка, священник Стефан Лонгинов. 30-го декабря посетил школу, 31 декабря и 1 января слушал в церкви Богослужение отдание Рождества Христова и обрезание Господня и, по ревизии дел, 2 января отбыл обратно в Амгу.

***********************************

Ближайшей церковью, расположенной в 160 верстах, была Амгинская Преображенская церковь.

Здание Усть-Майского храма было деревянным, одноэтажным, с деревянной оградой вокруг церкви, в 1862 г. была построена деревянная колокольня, и к началу XX в. церковь располагала достаточным количеством утвари, необходимой для проведения служб, её иконостас составляли полотняные иконы.

В распоряжении священника, псаломщика и членов их семей имелось 55 десятин сенокосной земли, часть которой постепенно заболачивалась. В архиве Усть-Майского храма хранился план земельных угодий, подтверждающий права владения.

В 1908 г. прихожанами был построен «общественный» дом для проживания священника. Псаломщик с семьёй арендовал жилое помещение, так как его дом, построенный в 1904 г. тунгусским обществом, был расположен в отдалении от церкви и не утеплен.

В 1886 г. при храме были открыты церковно-приходская школа (ЦПШ) и церковное попечительство для обеспечения содержания школы и нужд прихода. В сентябре 1910 г. ЦПШ была переведена в Петропавловское селение, расположенное в семи верстах от Усть-Маи, а при церкви стала действовать одноклассная школа грамоты, численность учащихся которой в среднем составляла 7-10 человек в год.

В церкви также была библиотека, её фонды к 1913 г. насчи­тывали более 200 книг духовно-нравственной тематики и под­писные журналы «Якутские епархиальные ведомости». Документы церковного архива составляли описи имущества храма (за 1859, 1874, 1883 и 1893 гг.), метрические (с 1853 г.) и приход­но-расходные (с 1855 г.) книги, а также исповедные росписи (с 1855 г.), находившиеся, что неоднократно отмечалось провер­ками по духовному ведомству, «в целости и сохранности».

На территории прихода были расположены пять часовен. Две часовни в Кюпском наслеге: первая часовня, освященная в 1864 г. усть-майским священником Н. Берденниковым, находилась рядом с рекой Алдан в 120 верстах от церкви; вторая освящена в 1903 г. законоучителем Якутского женского епархиального училища протоиереем А. Берденниковым. В 1-м Эжанском наслеге, в 80 верстах от приходской церкви, на речке Кюндя была часовня, освященная в 1870 г. священником Н. Берденниковым. В 3-м Эжанском наслеге на устье речки Миль, в 150 верстах от церкви, имелась часовня, также освященная священником Берденниковым в 1885 г. В 160 верстах от приходского храма во 2-м Скороульском наслеге была рас­положена часовня, освященная иереем В.А. Мальцевым в 1896 г.

Богослужения в часовнях совершались только во время поездок священника по своему приходу. Так как имелось расписание этих поездок, местные жители подготавливали часовню к проведению службы. Как правило, иерей совершал поездки в весенне-летнее время, поэтому здания часовен не были приспособлены к проведению служб в холодное время года.

К сожалению, в архивных документах советского времени не сохранилось никаких упоминаний о храме в Усть-Мае, вероятно, его здание, как и повсеместно, было либо разрушено, либо передано под хозяйственные нужды местным органам советской власти.

Сообщение о церковных постройках Усть-Маи было бы неполным без обращения к именам духовных лиц, усилиями и усердием которых распространялась и укреплялась православная вера в Якутском крае. Понятно, что десятилетия безверия донесли до современников лишь малые частицы сведений о свя­щенно- и церковнослужителях тех далеких лет, но все-таки при обращении к архивным источникам удалось установить некоторые биографические данные иереев Усть-Майского храма.

С начала 60-х до конца 80-х гг. XIX в. обязанности священника исполнял Николай Берденников, ставший и первым учителем Усть-Майской церковно-приходской школы. Династия священников Берденниковых оставила след в истории духовного ведомства Якутии: сын усть-майского священника Георгий Николаевич Берденников, успешно окончив Якутскую духовную семинарию, долгие годы служил приходским священником, яв­лялся депутатом епархиальных съездов духовенства и был пос­ледним казначеем Якутского епархиального Совета в 1920 г.

В середине 90-х гг. XIX в. усть-майским иереем являлся Василий Алексеевич Мальцев.

С 1897 г. настоятелем Усть-Майской Матвеевской церкви был священник Алексей Николаевич Сизых, сын священника, получивший духовное образование в Якутском духовном училище и Якутской духовной семинарии. Источники свидетельствуют, что в конце XIX — начале XX в. в Якутской области духовную службу несли три брата Сизых — Алексей (1874 г.р.), Андрей (1876 г.р.) и Сергей (1879 г.р.). Алексей Сизых в 1896 г. был определен на должность псаломщика Верхоянского Благовещенского собора, затем, через год, рукоположен во священника с назначением настоятелем Усть-Майской церкви, где служил до начала XX в. и в 1900 г. решением епархиальных властей был переведен в Намскую Предтеченскую церковь.

В 1902-1903 гг. Усть-Майский приход возглавлял Гаврил Константинович Винокуров, в 1903 г. его место занял двад­цативосьмилетний Афанасий Григорьевич Попов. После окончания двух классов Якутского духовного училища в 1897 г. он был назначен учителем церковно-приходской школы при Берденской Иннокентьевской церкви Олекминского округа, благочинным которого с 1891 г. являлся его отец — протоиерей Григорий Лаврентьевич Попов. Затем Афанасий поступает на действительную военную службу и по её завершении решени­ем епископа Якутского и Вилюйского Никанора назначается на должность псаломщика Красноярской Покровской церкви. В 1897 г. за активное участие в проведении Первой Всеобщей переписи населения Российской империи Попов был награжден медалью. В1901 г. он был возведен в сан диакона, в 1903 г. рукоположен во священника Усть-Майской церкви с обязанностями законоучителя и заведующего местной церковно-приходской школой.

Интересна судьба ещё одного настоятеля Усть-Майского храма Ивана Григорьевича Топоркова. Он родился в 1884 г. в Усть-Майском селении в крестьянской семье и избрал своей жизненной дорогой духовное поприще. В 1900 г. после окончания второклассной школы он был назначен учителем Усть-Сольской церковно-приходской школы. Через четыре года молодой учитель подал прошение якутскому архиерею с просьбой о приёме его в духовное звание и, успешно сдав экзамен, на основании указа Якутской духовной консистории от 20 сентября 1904 г. за № 5579 и резолюции епископа Никанора был назначен на должность псаломщика в родное Усть-Майское селение с обязанностями учителя ЦПШ. Просфорней храма в 1905-1909 гг. была его супруга Дарья Ивановна (1884 г.р.). В январе 1909 г. Топорков был вызван в г. Якутск, посвящен в сан диакона и определен на служение в Градо-Якутскую Преображенскую церковь, но на основании личного прошения оставлен на должно­сти псаломщика в Усть-Мае. В конце 1911 г., после рукоположения в сан священника, вновь по личной просьбе Топорков остаётся на прежнем месте службы, а затем, несмотря на многочис­ленные прошения и ходатайства, был переведен настоятелем Тойбохойской Иннокентьевской церкви Вилюйского округа, так как для епархиальных властей Якутии не представлялось оправданным в условиях иерейских вакансий назначать священников на места церковнослужителей. Советскую власть То­порков встретил, будучи иереем Сунтарской Введенской церкви.

В 1935 г. Иван Григорьевич, как представитель духовного сословия, был арестован, и сведения о его дальнейшей судьбе скудны и отрывочны, но очевидно, что у этого человека хватило мужества не отречься от избранного пути, так как известно, что в 50-х гг. XX в. протоиерей И.Г. Топорков служил в Николь­ском молитвенном доме в г. Якутске.

Последним священником Усть-Майской Матвеевской церкви, сведения о котором удалось выявить в архивных источни­ках, являлся Семен Николаевич Попов, 1859 г.р., сын священника. После окончания 3-го класса Якутского духовного училища Семен Попов подал прошение на имя епископа Дионисия о назначении его на служение и в сентябре 1879 г. был назначен псаломщиком походной Благовещенской церкви, затем в 1882 г. переведен пономарем Градо-Якутской Иоанно-Предте-ченской церкви. Через год Попов поступает рядовым в Якутскую местную военную команду и в течение трех лет несет военную службу, по окончании которой в 1886 г. резолюцией епископа Иакова был направлен псаломщиком в Легойскую Троицкую церковь, в 1887 г. — Мастахскую Покровскую цер­ковь Вилюйского округа, в 1888 г. — Хаятсытскую Николаевс­кую церковь Якутского округа. В 1907 г. состоялось рукоположение с. Попова во диакона, в 1910 г. — во священника с назна­чением его настоятелем Усть-Майской Матвеевской церкви с обязанностью заведующего Петропавловской церковно-приходской школой. Дочери Семена Николаевича и его супруги Марии Николаевны Феодосия, Улита и Ксения учились в Якутском женском епархиальном училище, воспитанники Иван и Спиридон — в Якутской духовной семинарии.

В начале XXI в., когда стало возможным возвращение к общечеловеческим, православным ценностям, все больший ин­терес вызывает история православия в Якутии. Восстанавли­ваются храмы, возрождаются традиции, приходит осознание своей причастности к мировой христианской культуре. Ма­ленькая Усть-Майская церковь, расположенная на окраине огромной Российской империи, также является составной частью этой культуры, в том числе и в связи с особой ролью православия в условиях Якутского края, когда храм был не только местом совершения религиозных обрядов, но и своеобразным инфор­мационным центром для населения, где узнавали последние по­литические новости, получали ответы на интересующие вопросы, помощь и поддержку. Специфика местных условий обусловли­вала и особую значимость должности священника, являвшего­ся зачастую единственным грамотным человеком на террито­рии прихода, от личных качеств которого во многом зависел уровень православия паствы.

В современной Усть-Мае действует Михаило-Архангель-ский приход Якутской и Ленской епархии Русской Православ­ной Церкви, причт и прихожане которого, несомненно, должны стать последователями христианских традиций, заложенных ещё во второй половине XIX столетия.

Кн. Надо просто любить Якутию. В. Топорков, Орел, 2012 год, 408 стр.