АМГИНСКАЯ ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

______________________________________

В конце XVII столетия, по приданию, в Амгинской слободе было поселено несколько человек россиян из низшего класса.  В результате основания Амгинской слободы русскими крестьянами-хлебопашцами в 1680 году была построена часовня и в 1732 — Спасская церковь.

По благословению епископа Иркутского Иннокентия (Неруновича) в 1742 году было начато строительство церкви. В 1745  в Амге была построена вторая большая православная Преображенская церковь.

Храм был беден по внутреннему убранству, так и по внешнему виду. В течении 80 лет церковь стала ветхим.

Местный священник Амгинской церкви Алексей Дьячковский в 1818 году обратился с ходатайством к епископу Иркутскому Виниамину о строительстве нового здания.

В 1819 году получено разрешение на строительство нового храма. Новая церковь была построена в 1824 году на средства прихожан и священника А. Дьячковского. Постройка церкви стоило 21462 рублей 34 копеек и для окончательной отделки храма дополнительно вложены собственные средства священника А. Дьячковского в размере 3000 рублей. Через 17 лет построили колокольню. 

Здание церкви деревянное с одной связи колокольнею и оградой. Церковь имел 6-е благочиние. Церковь двухпрестольная: главный престол во имя Преображения Господня (летний престол), второе во имя святителя Иннокентия первого Епископа Иркутского (зимний престол).

Храм обеспеченный церковной утварью. Храм имел трехъярусный иконостас с колоннами позолотой, иконы в серебряных и вызолоченных ризах, серебряные кресты, вызолоченный ковчег. Иконы были написаны Верхнеудинским мастером Мурзиным. Контракт с Мурзиным составил 10000 рублей. 

Службу нес один состав причта — священник и псаломщик, получавшие жалованья из казны в размере 1000 рублей в год (священник – 600 рублей, псаломщик 200 рублей) и ружное содержание (ругу от прихожан). Священнослужители проживали в домах, построенных прихожанами.

В храме имелась метрическая книга, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги. При церкви действовала библиотека духовно-нравственной литературы.

С начало постройки храма до 1892 года посетили:

Высокопреосвященный Иннокентий — 6 раз, в том числе в первый раз в 1847 году и последний раз 1858 году; 2 раза посетил епископ Павел, викарий Камчатской епархии (1860, 1865); 1867 году храм посетил епископ Петр, викарий Камчатской епархии; Епископ Дионисий — 8 раз; Епископ Иаков — 3 раза: Владыка Мелетий — 2 раза в 1891 году.

В пользование прихода не было выделена сенокосная земля в размере 33 десятин. Межевых планов на землю не было. В приходе церкви не было часовен.

В конце XIX века при храме была открыта церковноприходская школа. Заведующим и законоучителем был священник Стефан Евстафьевич Лонгинов, учителем был Алексей Петрович Широков.

Прихожанами церкви являлись русские переселенцы, жители Бетюнского, 2-го Чакырского и Эмисского наслегов.

В разные годы в церкви служили:

ФИО Начало Конец
1 Комаров Кирилл 1707 Священник
2 Ноговицын Гаврил 1715 1742 Священник
3 Стефанов (Степанов) Евсевий 1742 1757 Священник
4 Трифонов Михаил 1757 1772 Священник
5 Гоголев Дмитрий 1772 1793 Священник
6 Винокуров Иоанн (Иван) Васильевич 1773 1796 Дьячок
7 Трифонов Михаил Михайлович 1773 1796 Дьячок
8 Петров Николай Данилович 1774 1780 Диакон
9 Петров Николай Данилович 1780 1795 Священник
10 Карамзин Семеон 1790 1793 Священник
11 Винокуров Никита 1792 1805 Священник
12 Дьячковский Алексей 1792 1826 Протоиерей
13 Петров Прокопий Данилович 1796 1814 Дьячок
14 Конюхов Иоанн (Иван) 1806 1856 Священник
15 Габышев Алексей 1808 1820 Диакон
16 Дьячковский Геронтий Алексеевич 1814 1827 Дьячок
17 Конюхов Герасим Иванович 1815 1827 Пономарь
18 Конюхов Николай 1820 1878 Дьячок
19 Протопопов Захарий 1824 1863 Дьячок
20 Верещагин Михаил 1825 Дьячок
21 Дьячковский Геронтий Алексеевич 1827 1854 Священник
22 Конюхов Михаил 1828 1862 Дьячок
23 Попов Николай 1834 1848 Дьячок
24 Винокуров Иоанн (Иван) 1835 1853 Священник
25 Охлопков Георгий 1840 1854 Дьячок
26 Подгорбунский Иоан 1843 1845 Диакон
27 Венкоченок Николай 1850 1851 Диакон
28 Преловский Николай 1852 1853 Диакон
29 Сизых Иоан Петрович 1853 1862 Диакон
30 Сизых Иоан Петрович 1853 1862 Дьячок
31 Милорадовский Андрей Никитич 1856 1867 Священник
32 Шастин Афанасий 1856 1862 Священник
33 Конюхов Аристарх 1857 1875 Дьячок
34 Слепцов Николай Алексеевич 1858 1868 Священник
35 Дьячковский Евод Гермогенович 1862 1868 Диакон
36 Сизых Иоан Петрович 1862 1879 Священник
37 Словецкий Иоан 1863 1863 Диакон
38 Нифонтов Петр Яковлевич 1868 Псаломщик
39 Нифонтов Петр Яковлевич 1868 Псаломщик
40 Попов Филипп 1868 1870 Священник
41 Ясенецкий Алексей 1868 1892 Священник
42 Попов Гурий 1869 1871 Диакон
43 Благомиров Алексей 1871 Священник
44 Черных Николай 1875 Диакон
45 Сизых Николай Иванович 1879 Священник
46 Некрасов Сергей 1883 Диакон
47 Куркин Захарий Захарьевич 1884 Псаломщик
48 Охлопков Прокопий 1885 1887 Священник
49 Корелин Иван Максимович 1887 1888 Священник
50 Винокуров Зиновий Георгиевич 1888 Протоиерей
51 Киренский Василий 1888 Староста
52 Новосельцев Александр 1888 Священник
53 Пляскин Федор 1888 Священник
54 Попов Иннокентий 1892 Псаломщик
55 Винокуров Валентин Георгиевич 1896 Псаломщик
56 Корякин Михаил 1896 Староста
57 Петров Николай Матвеевич 1896 Псаломщик
58 Пляскин Сергей 1896 Псаломщик
59 Васильев Лавр Гаврильевич 1897 Псаломщик
60 Аргунов Филарет Александрович 1901 Псаломщик
61 Лонгинов Степан Евстафьевич 1902 1911 Священник
62 Носов Григорий Михайлович 1904 Псаломщик
63 Попов Иван Софронович 1909 1911 Псаломщик
64 Попов Иван Софронович 1911 Диакон
65 Староватов Николай Любимович 1911 Священник
66 Неичинов Александр 1919 Псаломщик
67 Лонгинов Степан Евстафьевич 1920 Священник
68 Попов Иннокентий Филаретович 1923 1931 Протоиерий
69 Винокуров Иоанн Васильевич Дьячок
70 Конюхов Андрей 1828 Священник
71 Кузнецов Стефан Староста
72 Муксунов Петр Староста
73 Подгорбунский Феоктист Дьячок

Из воспоминания жителя с. Амга Семена Неустроева. В тридцатых годах церковь использовали как клуб, в 1934 году до октябрьского праздника — как школу. Учились мы, учащиеся пятого, шестого, седьмого классов. Большой зал разделили занавеской из ткани, и получилось два класса.

В 1935 году там разместили связистов. В том же году до окончания учебного года малолетние пацаны-мотористы учинили пожар, и бывшая церковь сгорела дотла средь бела дня. В огне сгорело нажитое за долгое время все ее дорогое убранство и церковная утварь. Таким образом, от этого прекрасного строения, которое простояло целым и прослужило людям более ста лет, осталось лишь пустое место.