ТЮБЯ-БАСИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

_______________________________________________________

Строительство Тюбя-Басинской деревянной часовни было начато в 1866 (1861 г.) году старанием и на средства бывшей головы Намского улуса И. И. Винокурова, богача Якова Пестрякова и прихожан улуса на местности «Культура» (название современное).

Рядом с часовней была построена деревянная одноэтажная колокольня. Благочинный Протоиерей Дмитрий Хитров на прошение прихожан о строительстве часовни 24 апреля 1866 года написал «Построения часовни на урочище Тюбя Баса признаем весьма полезным, так как часовня сей в скором временем может быть обращена в приходскую церковь, а открывание в приход отца Ионы Винокурова особого прихода Епархии начальство давно уже заботиться» (НА РС(Я) Ф 225 опись 1 дело 2965).

18 марта 1873 года храм и колокольня были освящены епископом Якутским и Вилюйским Дионисием на якутском и старославянском языках. Старец, весь в орденах, медленно, торжественно, с поднятым в руке большим крестом, не торопясь приближался к толпе верующих, которых обычно бывало не менее 500-600, а то и более человек. Количество участников инородцев было больше, чем на ежегодном национальном празднике «Ысыах».

Это вторая церковь на Намской земле. Церковь однопрестольная во имя Божьей Матери Казанской с празднованием Святителю Григорию Богослову, Константину Польском с празднованием 1-го июля и 25 января.

Длина храма составлял 8 саженей, ширина 3,5 саженей. На рисунке храм с колокольней в реконструкцию жителя Намского улуса Никонова Т. П.

Церковь обеспечена утварью достаточно.

Службу нес один состав причта (священник и псаломщик), получавшие жалование из казны. Дополнительно причт содержался за счет ружного содержания и население обеспечивало дровами в объеме 10 саженей.

При церкви имелась небольшая библиотека духовно-нравственной литературы. Церковь имел 3-е благочиние. Священнослужители проживали в домах, построенных прихожанами.

В здании хранился церковный архив, имелась метрическая книга с 1872 года, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги.

Церковь имела земельный участок в размере 33 десятин, выделенный прихожанами в 1897 году.

В Хатырыкском наслеге в 40 верстах от церкви был расположен молитвенный дом, построенный И. Н. Прядезниковым и разрушенный из-за ветхости в 1911 г.

Священники и псаломщики в разные годы:

ФИО Дата назн Дата оконч
1 Берденников Александр Петрович 1863 Священник
2 Кандинский Георгий Стефанович 1872 Псаломщик
3 Винокуров Симеон Николаевич 1873 Священник
4 Винокуров Михаил Николаевич 1874 Священник
5 Винокуров Фрументий Сильвестрович 1880 Священник
6 Кандинский Иннокентий Георгиевич 1880 1895 Псаломщик
7 Самыловский Николай Александрович 1895 1899 Псаломщик
8 Берденников Николай Александрович 1899 Псаломщик
9 Черных Серафим Леонтьевич 1899 Священник
10 Винокуров Иннокентий Иннокентьевич 1900 Иереем
11 Протопопов Иннокентий Васильевич 1902 Псаломщик
12 Сизых Алексей Николаевич 1907 Священник
13 Сизых Михаил Иванович 1907 Священник
14 Романов Иннокентий Николаевич 1913 Псаломщик
15 Берденников Михаил 1919 Псаломщик
16 Горохов Петр Михайлович 1919 Псаломщик
17 Винокуров Иван 1919 Псаломщик
18 Протопопов Иннокентий Прокопьевич Псаломщик

Старостами работали: Иаков Иванович Пестряков, житель Бютюнского наслега; Спиридон Николаевич Слепцов, житель Бетюнского наслега; Николай Ефимович Сивцев, житель 1-го Ситтинского наслега; Спиридон Николаевич Слепцов, житель Бетюнского наслега;  Степан Ефимович Сивцев, житель Кусаган Эльского наслега.

В 1888 году при церкви была открыта школа грамоты (по другим данным 1894 год, сайт Тюбинской школы). Законоучителями были священники Александр Берд(ен)ников (при нем учились 4 учащихся), Иннокентий Винокуров, учитель псаломщик Николай Берденников. В 1909 году обучались 6 учеников.

Прихожанами храма были жители Бетюнского, 1-го Атамайского, 1-го и 2-го Быжагажинского, части 1-го и 2-го Модутского, части Хатын-Арынского и Кобяконского, части Хомустахского и 1-го Одейского наслегов, а также тунгусы Ламунхинского рода. В 1911 году количество прихожан составил 3104 человек.

В 1925 году церковь закрыта, сняты купола. В здании церкви располагалась начальная школа.

2012 году по инициативе жителя Намского улуса Никонова Т. П. поставлен крест и 2013 году Дмитриевым В. Е. по благословению Владыки Романа оформлена таблица о церкви.