ЧИЧИМАХСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

_______________________________________________________

Церковь построена в 1896 году на средства и пожертвования местных прихожан 1, 2, 4 Жохсогонских, Усть-Амгинского, Алданского наслегов. Торжественное освящение церкви было 17 марта 1901 года преосвященным Никанором епископом Якутским и Вилюйским при участии ректора Якутской духовной семинарии протоирея Федоре Стукова.

Церковь деревянная в одной связи с колокольней, однопрестольная во имя Святого Николая Архиепископа Мирлинского Чудотворца с празднованием Святому Мелетию Архиепископу 12 февраля. Храм отведен оградою.

Церковь имел __-е благочиние и утварью снабжена достаточно. Святых антиминсов два: первый освящен и подписан церкви епископом Мелетием в 1891 году, второй освящен в 1914 году епископом Мелетием. Утварь церковный приобретен на частных пожертвованиях.

Службу нес один состав причта – священник и псаломщик. На содержание притча выделялись средства от казны в размере 800 рублей в год, с 1912 года назначено ружное содержание.

В распоряжении причта имелась земельные угодия в размере 33 десятин – сенокосной и хлебопашенной. Земли выделялись около церкви и отведена областным землемером Покровским в 1903 году, на них плана и акта владения не было получено.

Причт проживал в домах построенных прихожанами: для священника русский дом, для псаломщика – юрта. Имелись амбар и другие хозяйственные постройки.

В здании хранился церковный архив, имелась метрическая книга с 1876 года, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги. Церковь имел полный круг благочинных книг в достаточном количестве на славянском и якутском языках. При церкви действовала небольшая библиотека духовно-нравственной литературы в количестве до 300 экземпляров. Библиотека имела церковных и епархиальных ведомостей, журналов «Кормчий», «Р-Паломникъ», газету «Приходской листокъ».

Ближайшая церковь Ытык Кюельская Приображенская церковь – 65 верст, Таттинская Николаевская церковь – 70 верст.

В приходе церкви были две часовни:

— первая, при церкви во имя Святого Николая Архиепископа Мирлинского Чудотворца, построенная в 1856 году;

— вторая, в урочище «Аллах Юнь» в 400 верст от церкви во имя преподобного Алексея человека Бога.

Обе часовни были очень ветхие, и служба почти не проводился.

Священники: Иван (Иоан) Михайлович Винокуров, сын священника, окончил Якутское духовное училище; Николай Иванович (Иоанович) Верещагин, сын протиерия, окончил Благовещенскую духовную семинарию; Александр Иванович Зедгениев, уроженец Алданского улуса, сын псаломщика, окончил Якутское духовное училище.

Псаломщики: Иван (Иоан) Васильевич Попов, 1874 года рождения, уроженец Таттинского улуса, сын знатного священника Василия Попова, обучался в Якутском духовной семинарии; Иннокентий Филарстович Попов, сын псаломщика, окончил Якутское духовное училище; Василий Сергеевич Попов, сын мещанина, окончил Якутское духовное училище; Николай Ксенофонтович Силин, сын якутского мещанина, окончил Якутское духовное училище; Александр Васильевич Попов, уроженец Олекминского улуса, сын дьячка, окончил Якутское духовное училище; Лавр Гаврильевич Васильев, сын инородца, окончил Якутское духовное училище; Агапий Александрович О(А)зарников, сын мещанина.

Старостами церкви работали: Алексей Леонтьевич Посельский, житель 1-го Жохсогонского наслега; Дмитрий Георгьевич Миронов, житель 1-го Жохсогонского наслега; Терентий Григорьевич Малышев, житель 1-го Жохсогонского наслега.

Около церкви действовала одноклассная Министерская народная школа. Здание школы принадлежал Епархиальному училищному Совету. Учителями работали: Василий Иванович Софронов; Павел Афанасьевич Николаев – Большев; Ксенофонт Иннокентьевич Говоров, уроженец Борогонского улуса Оспетского наслега. В 1917/18 учебный год в школе обучались 33 ученика.

С ноября 1914 года при церкви открыт Попечительский Совет по оказанию помощи больным и раненым военным. Членами были псаломщик, жена священника, чиновники и другие всего 18 человек с взносом в месяц 25 копеек.

Прихожанами церкви являлись жители наслегов: 1-й Жехсогонский наслег, 1 и 2-й Игидейские наслеги, 2 и 4-й Жехсогонские наслеги, Тунгусы

В советское время здание церкви использовалось для хозяйственных нужд. В настоящее время храм восстановлен силами местных жителей и с помощью Якутской Ленской епархии.

Источники:

  1. Ф263-и, опись 2, дело 142