ЗАШИВЕРСКО — ИНДИГИРСКАЯ СПАССКАЯ (АБЫЙСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

___________________________________________

Первая деревянная Зашиверская церковь была построена  в 1700 г. русскими жителями  г. Зашиверска, но в с связи с ветхостью и отдаленностью от населенных пунктов после гибели г. Зашиверска (в середине 1820 г. эпидемия «черной оспы» уничтожила все население города), указом Якутской духовной консистории от 30 ноября 1898 г. приход был перенесена на урочище «Омук-Кёль» к Абыйской часовне Момского прихода, расположенной на урочище.

Приговором прихожан от 26 ноября 1896 г.  и с разрешения епархиального начальства  было принято решение о строительстве нового храма на средства прихожан на месте Абыйской часовни. В 1899 г. по приговору прихожан и с разрешения епископа Якутского и Вилюйского Никодима храм был перемещен с урочища Омук-кель на местность Абый в центр прихода. В 1906 г. церковь была освящена: на однопрестольная, деревянная с колокольней, покрытая досчатой кровей, огороженная деревянной оградой.

Службу нес один состав причта (по штату 1849 г.), получавший государственное жалование и с 1883 г. пайковое довольствие. Общественным приговором прихожан от 30 июня 1899 г. в распоряжение причта была выделена сенокосная земля (размер не установлен). Кроме того, в распоряжении причта находились дома: юрта для псаломщика и рубленый дом для священника.

 В Зашиверском приходе были расположены 2 часовни:

  1. Абыйская Николаевская, расположенная в урочище Урсун-кёль в 250 верстах от церкви, построенная в 1897 г. и освященная малым освящением местным священником в декабре 1897 г. Богослужения в часовне можно было проводить только в летнее время. Священник С.Попов отмечал, что «первая мысль о сооружении на Абые часовне, как центра прихода, была, вероятно, дана епископом Дионисием во время его ревизии церквей северных округов».

Средства для строительства выделили жители Эльгятского наслега С. Черемкин и Слепцов. Сообщение с часовней было возможно только в зимнее время. Внешний вид: часовня в одной связи с алтарем, имела продолговатую форму, алтарь был огорожен глухой перегородкой из досок с солеей в две ступени. В часовню была перевезена основная часть утвари Индигирской Зашиверской церкви и до строительства нового храма часовня выполняла функции церкви. К началу ХХ в. служение не проводилось из-за аварийного состояния  часовни.

  1. Сыганнахская Петропавловская была расположена рядом с озером Сыганнах (налимное) в 110 верстах от Абыя, построена в 1897 г. жителем Эльгетского наслега Эльгетского улуса П. Слепцовым, с разрешения епископа Якутского и Вилюйского Никанора, и освященная в феврале 1898 г. Внешний вид: имела продолговатую форму в одной связи с алтарем, была огорожена решетчатой оградой. Отапливалась глиняной печью. Иконостас досчатый, украшенный «очень немудрой резьбой, но ласкающей глаз». В часовне имелись 2 иконы хорошей живописи, пожервованные епископом Якутским Мелетием (Спасителя в архиерейском облачении и Св. Николая Чудотворца). Службы совершались во время объезда священником своей паствы.В январе 1911 г. в Зашиверо-Индигирском приходе была открыта церковно-приходская школа.

Прихожанами Зашиверской церкви являлись жители Эльгетского улуса Верхоянского округа, многие из которых вели полукочевой образ жизни в т.ч. жители 1 и  2 Байдунского, Эльгетского, 1 и 2 Юсальских, 1 и 2 Эгинских, Едюгейского и Батагайского наслегов, численность которых к 1911 г. составляла 1640 человек.

   В разные годы в церкви служили:

ФИО Начало Конец
1 Попов Сумеон Васильвич 1863 Священник
2 Попов Гурий 1869 Диакон
3 Бережнов Василий 1878 Священник
4 Винокуров Иван Николаевич 1883 Иереем
5 Попов Иван Николаевич 1889 Священник
6 Слепцов Александр Федорович 1890 Псаломщик
7 Винокуров Иннокентий Васильевич 1904 Иереем
8 Баишев Георгий Иванович 1909 Псаломщик

Здание Абыйской Спасской церкви в марте 1930 г. по решению улусного райисполкома была передана народному суду, все церковные ценности были направлены в Средне-Колымское отделение банка.

Абыйская часовня с разрешения улусного райисполкома была разобрана учащимися Абыйской школы и использована для отопления школы и изготовления школьной мебели. Сыганнахская Петропавловская часовня в 1931 – 1940 гг. использовалась в качестве школьного помещения, затем была переоборудована для жилого помещения.

Шатровая церковь была подробно изучена комплексными экспедициями 1969-1971 годов, организованными Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР. В состав экспедиций входили академик А. П. Окладников, кандидат исторических наук З. В. Гоголев, профессора И. В. Маковецкий, Е. А. Ащепков, кандидат искусствоведения С. Н. Баландин, ассистент Н. П. Журин и др. В середине 70-х годов ХХ века сохранившиеся фрагменты колокольни и церковь были разобраны и перевезены из с. Зашиверского на территорию Академгородка г. Новосибирск, организованного в соответствии с постановлением СМ РСФСР №170 от 04.04.1980 г. Храм был воссоздан на основании проекта, разработанного институтом Спецпроектреставрация (г. Москва). Проект был выполнен с учетом материалов известных российских исследователей деревянного зодчества А. В. Ополовникова и Е. А. Ащепкова.