|
Крест распятие Иисус Христос. Крест. Распятие
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
35,4 х 17,9 х 0,3, XIX в.
Восьмиконечный, массивный. Эмаль темно-синего и белого цветов. Литьё среднерельефное.
Внутри креста рельефный гладкий восьмиконечный крест меньшего размера с рельефным изображением распятого Иисуса Христа в препоясании на чреслах и крестчатом нимбе. Вверху над распятым Спасителем в верхнем конце креста изображение Саваофа в облаках (правой рукой благословляет – двуперстие, в левой держит державу), на верхней перекладине – изображение двух летящих ангелов с платами, чуть ниже – Святого духа в видя голубя в квадрате. По бокам Христа орудия пыток — копье (слева) и трость. У раскрытых ладоней, в верхних углах средней перекладины изображения солнца и луны. На нижней, расположенной наискосок перекладине, изображение башен г. Иерусалима, выпуклые надписи: «НИКА», «МЛРБ», «ГГ», «ГА». Еще ниже, под распятым, изображение пещеры с черепом Адама и углубление с изображением древа. Над и по сторонам нимба Христа выпуклая надпись: «ЦРЬ СЛВЫ СНЪ БЖIН», по нижнему краю: «Кресту твоему, поклоняемся, Владыко, светлое воскресение твое славим». По краям орнамент в виде жемчужной обнизи.
На обороте надпись в 10 строк, выгравированная вглубь: «Крест – хранитель всей вселенной. Крест – красота церковная. Крест – царям держава. Крест – верным утверждение. Крест ангелам слава. Крест – бесам язва», ниже – контурные изображения орудий пыток – восьмиконечный крест, копье и трость. Края рельефные с орнаментом – три штриха через определенные интервалы.
|
|
Киотный крест с четырьмя предстоящими и пятью шестикрылыми ангелами.
Материал: медь, XVIII – XIX век.
Киотные кресты помещались на специальных полочках (киотах, кивотах) среди святых икон в красном углу; ими венчали домашние иконостасы, прикрепляли на косяки дверей жилища; брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.
В верхней части изображены Нерукотворный Образ Христа (Спас Нерукотворный), голубь (Бог Дух Святой) и аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста
Согласно преданию это прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом, когда Христос приложил убрус (платок) к лицу и на убрусе отобразился его облик. Этот платок был отослан в город Едессу больному царю Авгарю, который исцелился и принял христианство вместе со своими подданными, образ же был помещен над городскими воротами. На убрусе одно только лицо с прядями волос, расходящимися вправо и влево, глаза смотрят прямо на зрителя. Голова окружена крестчатым нимбом, т.е. круглым диском с начертанным внутри равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою, на нимбе церковнославянские буквы.
Значительную смысловую нагрузку несут размещенные на кресте сопроводительные надписи. Аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста — Иисус Назарей, Царь Иудейский (согласно Евангелию эта надпись на дощечке была написана Понтием Пилатом, как указание вины Христа);
На титле надпись I С X С — сокращенное именование Спасителя; по сторонам головы Христа —Сын Божий.
На нимбе Христа буквы — это написанное славянскими буквами греческое слово, что переводится как сущий, вечно существующий, т.е. тот, кто был, есть и будет — постоянный эпитет Иисуса Христа. Надпись под большой перекладиной Голгофского креста — Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим; буквы К и Т в средней части креста — Копье, Трость; надпись:НИКА — Победитель, в данном случае Христос — Победитель ада и смерти; аббревиатура: М Л Р Б — Место лобное, распят бысть (эта надпись имеет еще два прочтения: Место лобное, раб (рай) бысть); буквы Г Г в подножье Голгофского креста — Гора Голгофа; буквы Г А около черепа — Глава Адама. Шестикрылые серафимы окружают верхнюю часть креста, на небольших нагрудных их обычно два по краям верхней и средней перекладины, на киотных бывает от 4 до 20. Серафимы (огненные, пламенеющие) — высшие духовные существа, относятся к одному из чинов небесной иерархии; они имеют человеческий образ, при этом у каждого из них по шести крыльев; двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа Саваофа, двумя — ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя летают, чтобы исполнять повеления Господа.
Христу предстоят: св.Марфа, Богоматерь (слева) и Иоанн Богослов и Лонгин – сотник (справа). Оборот заполнен текстом — похвалой кресту.
|
|
Крест. Распятие
Медный сплав, литьё, XIX в., Размеры: 14,8 х 9,1 х 0,2
Внутри креста рельефный гладкий восьмиконечный крест меньшего размера с высоким рельефным изображением распятого Иисуса Христа в препоясании на чреслах и крестчатом нимбе. Над распятым в верхнем конце креста изображение Саваофа в облаках (руки разведены), на верхней перекладине – два стремглав летящих ангелов с платами, Дух святой в виде голубя в медальоне между ними. У раскрытых ладоней Христа выпуклая надпись: «IC XC». По сторонам Христа орудия страстей – копье (слева) и трость. Под распятым Спасителем Голгофа в виде возвышения с головой Адама.
Над средней перекладиной по краям верхней — два херувима на штифтах.
|
|
Нательные кресты (тельники), найденные в раскопках.
Кресты носили как на теле (под одеждой), так и сверху одежды. Право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, позже – священники.
Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8:34). Нательный крестик надевается каждому новокрещеному как щит веры и оружие на демонов. Ничего так не боится нечистая сила, как креста.
|