______________________________________
Строительство церкви было заложено в 1820 году в местности «Толоон» (Бютейдях). Инициатором строительства храма был голова Мегинского улуса Константин Алексеевич Попов (Түөнүкү кулуба). Попов К.А. почти 45 лет он бессменно княжил в Алтанском наслеге, 11 лет управлял улусом и был одним из первых меценатов Якутии.
Здание построено за счет пожертвований жителей Мегинского улуса. По приданию жители Алтанского, Морукского, Тарагайского наслегов были обложены заданием заготовить и привезти по одному бревну с каждого двора.
Строительство церкви завершено и освящено летом 1823 года. Здание храма деревянное, трехэтажное с колокольней и имеет ширину 25 метров, высоту – 18 метров. Колокольня достроена в 1873 году. На строительство здания были привлечены все известные плотники улуса. Церковь была огорожена забором – штакетником.
Церковь – четырехпрестольная. Два престола размещались на втором этаже (в холодной): в честь Рождества Просветителя Богородского и во имя Святого Равноапостольных царей Константина и Елены (и матерь его царица Елена), два престола были в нижнем этаже (в теплой): во имя Николая Мерлинского Чудотворца и во имя Святого Иннокентия первого Иркутского Чудотворца.
Церковь имела два алтаря и 10-е благочиние (с 1914 года церковь имел 5-е благочиние).
Фрески церкви расписаны и частично сохранились по настоящее время. На южной стороне (стене) изображены пророки: пророк Савоаф с письмом, пророк Моисей со скрипкой, пророк Давид с гуслями и пророк Авраам. На северной стене тоже изображены святые.
В колокольне были 6 колоколов (31 пудовый – мать колокол, 25-ти пудовый, остальные маленькие). Колокола обычно звонили по субботам, и звон колоколов был слышен в Сатагае, Елечее.
Службу несли два состава причта: два священника и два псаломщика, получали государево жалование из казны в размере 1558 рублей (1914 г.) и ружное содержание (ругу от прихожан). Как говорили местные прихожане «Алтан а5абыыт» и «Моорук а5абыыт».
В разные годы в церкви служили:
№ | ФИО | Дата назн | Дата оконч | |
1 | Петров Матвей Прокопьевич | 1826 | Пономарь | |
2 | Попов Виссарион Семенович | 1826 | Дьячок | |
3 | Попов Василий Федорович | 1833 | Священник | |
4 | Шипицын Лев Филиппович | 1834 | 1843 | Дьякон |
5 | Конюхов Василий Андреевич | 1841 | 1864 | Священник |
6 | Конюхов Михаил Васильевич | 1854 | 1888 | Псаломщик |
7 | Корнаков Василий Филиппович | 1863 | Священник | |
8 | Шипицын Иннокентий Львович | 1876 | 1884 | Священник |
9 | Шипицын Иван (Иоанн) Иннокентьевич | 1884 | 1888 | Священник |
10 | Шипулин Иван Иннокентьевич | 1884 | Псаломщик | |
11 | Суворов Агапит Агапитович | 1886 | 1899 | Священник |
12 | Винокуров Иннокентий | 1888 | Псаломщик | |
13 | Комаров Василий Михайлович | 1888 | Псаломщик | |
14 | Конюков Василий Михайлович | 1888 | 1919 | Псаломщик |
Конюх(к)ов | 1888 | Диакон | ||
Конюх(к)ов В | 1888 | Псаломщик | ||
15 | Подгорбунский Феоктист | 1898 | Псаломщик | |
16 | Попов Николай | 1898 | Староста | |
17 | Орлов Степан (Стефан) Александрович | 1899 | Священник | |
18 | Романов Николай Алексеевич | 1899 | Священник | |
19 | Литвинцев Агафангел Степанович | 1900 | Псаломщик | |
20 | Слепцов Феодосий Иванович | 1900 | Псаломщик | |
21 | Сушковский (Сучковский) Василий Георгиевич | 1901 | Священник | |
22 | Неустроев Иннокентий Гаврилович | 1902 | Настоятель | |
23 | Сивцев Федор Гаврилович | 1903 | 1910 | Священник |
24 | Суворов Петр Агапитович | 1904 | 1905 | Священник |
25 | Канаев Александр Степанович | 1905 | Настоятель | |
26 | Винокуров Николай Иванович | 1910 | Священник | |
27 | Сизых Николай Иванович | 1911 | Священник | |
28 | Конюков Василий Михайлович | 1919 | Священник | |
29 | Конюхов Василий | 1919 | Диакон | |
30 | Попов Иннокентий Семенович | 1919 | 1926 | Священник |
31 | Сизых Никон | 1919 | Священник | |
32 | Скрябин Василий Федорович | 1919 | Староста | |
33 | Винокуров Иван Иванович | Священник | ||
34 | Габышев Стефан | Псаломщик | ||
35 | Зедгенидзев Александр | Священник | ||
36 | Зедгенидзев Дмитрий | Священник | ||
37 | Никифоров Семен | Священник | ||
38 | Слепцов Феодосий Иванович | Псаломщик | ||
39 | Соловьев Николай Васильевич | Священник | ||
40 | Суворов Савва | Священник |
В пользование первого прихода была выделена церковная земля в размере 33 десятин, для второго прихода выделена земля в 10-ти различных местах без межевания, всего 66 десятин.
В здании хранился церковный архив с 1823 года, имелись метрическая книга с 1823 года, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги с 1864 года. Утварью церковь достаточно была снабжена. Имелся один нарезной антиминс и походный иконостас, состоящий из 3 икон, писанины на холсте Господа Святого Спасителя Вседержателя и Божьей Матери Казанской. Имелось караульное здание и амбар.
Священнослужители проживали в 2-х русских домах, построенных прихожанами.
В приходе церкви имелась деревянная Петро-Павловская часовня в Алтанском наслеге в урочище «Саhыл Уйалаах» (Амгинский улус), освященная в 1870 году. Часовня имела размеры 5 на 5 метров, имела высокий крест. Богослужения совершались во время объезда священниками. Разобрали часовню в 1921-1922 годах.
Старостами церкви работали: Николай Прокопьевич Попов, житель Алтанского наслега; Иван Петрович Слепцов, житель Тарагайского наслега. Слепцов на службу вступил по выбору общества прихожан; Иван Окороков.
В Мегинской церкви побывали: в 1854 году Архиепископ Иннокентий, в 1868 году – Дионисий, в 1878 году – Илларион, в 1893 году – Мелетий, 7 марта 1906 года церковь посетил епископ Якутский и Вилюйский Макарий и отслужил в храме водосвятный молебен. Собралось более 700 якутов, встретил и приветствовал Владыку отец Федор Сивцев. Далее он посетил церковноприходскую школу и провел проверку знаний учеников (14 мальчиков и 1 девочка). Замеченные здесь некоторые пробелы в преподавании арифметики и других предметов, весьма обильно покрывались умением учеников петь священные песнопения.
При церкви с января 1898 по 1920 годы действовала церковноприходская школа. Школу построили местные жители на средства жителя Алтанского наслега и видного мецената, улусного писаря Слепцова Василия Яковлевича (фото из книги о наслеге Алтан, Мегино-Кангаласский улус). В. Слепцов в 1900 году финансировал строительство больницы, провел перепись населения Мегинского улуса.
Обучения проводились на русском языке и были платными. Первым учителем работал Александр Петрович Нифонтов, 1875 года рождения, сын псаломщика, окончил 4 класса Якутского духовного училища, с 1908 года священник Атамайской Николаевской церкви. Заведующий и законоучитель священник Федор Гаврильевич Сивцев, учителями работали: Михаил Дмитриевич Азаров, Александра Михайловна Сивцева (жена священника), Сусанна Степановна Лонгинова, Ульяна Петровна Михайлова, Дмитрий Иванович Зедгенидзев и другие.
Первые ученики: Степан Стручков, Никифор Барабанов (Алтанский наслег). В 1900-01 учебном году обучались 8 учеников (5 мальчиков, 3 девочки). В 1901-02 учебном году обучались 16 мальчиков и 6 девочек, 1914-15 учебном году в школе обучались 20 учеников.
Церковноприходскую школу закончили: Гаврилов Кузьма Осипович, видный общественный и политический деятель, основатель кооперативного движения в республике; Сосин Тит Егорович, заместитель народного комиссариата по здравоохранению; Слепцов Михаил Федорович, первый агроном из якутов и другие.
При церкви действовало церковно-приходское Попечительство. Попечителем был инородец Василий Слепцов. С 1899 года в районе церкви действовал фельдшерский пункт.
Прихожанами церкви являлись жители Алтанского, 1-й Мойрутского, Мойрутского, Тарагайского, части 2-го Мельжахсинского и 2-го Хаяхсытского наслегов.
1-й приход:
Наслега Дворов Муж. Жен.
Алтанский наслег 613 1166 1045
Мойрутский наслег 73 170 153
2-й Мельжахсинский наслег 60 120 114
2-й Хаяхсытский наслег 46 110 95
ВСЕГО 794 1575 1414
2-й приход:
Наслега Дворов Муж. Жен.
Мойрутский наслег 449 955 773
Тарагайский наслег 306 651 533
ВСЕГО 753 1610 1314
Кроме того, члены духовенства, всего в приходе было 1552 домов, мужского населения – 3185, женского – 2728 человек.
В советское время со здания церкви были сняты кресты и купола. В национальном архиве есть документ следующего содержания: «Телеграмма Мегинского УИК в адрес ЯЦИК от 14 июля 1929 года «Пустует Тюнгюлюнское, Бютейдяхская церкви. коллективы самоликвидированы. просим разрешить изъятие день свержения колчаковщины. Ходатайство поступил вам» (ошибки не исправлены, Ф30 опись 1 дело 4995).
Здание было использовано в качестве: склада, музея, Ленинской комнаты и в других целях.
Здание храма сохранилось до настоящего времени и восстановлены купола и кресты.
Источники:
- НА РС(Я), Ф 226 опись 9 дело 213.
- НА РС(Я), Ф30 опись 1 дело 4995.
- Газета «Якутские епархиальные ведомости от 16 мая 1906 года № 10».
- И.И. Юрганова. Церкви Якутии (краткая история), Якутск, 2010.
- К.К. Родионов. Наше духовное наследство, Якутск, 2010.
- Книга о наслеге Алтан, Мегино-Кангаласского улуса.
- Книги о наслеге Алтан, Амгинского улуса.
- Сайт МБОУ «Кюсюрская СОШ», Булунский улус.