УСТЬ-СОЛЬСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

__________________________________________

Церковь построена в 1865 году на средства прихожан и освящена 8 июля 1867 году. Здание церкви деревянное с отдельно стоящей колокольней. В 1890 году здание церкви обшито тесом.

Иконостас в ней с 1893 года выкрашен масляной краской с позолотой и в 1902 году краска возомнена.

Престол в церкви один во имя Святителя Николая с празднованием князю Александру Невскому 30 августа. Службу нес один состав причта — священник и псаломщик, получавшие жалованья из казны в размере 800 рублей в год и ружное жалование (ругу от прихожан).

Утварью церковь была обеспечена скудна. В 1876 году причту была выделена покосная земля от казны и церковных земель в размере 33 десятин (пахотных). Имела два дома для служителей и два амбара.

В храме имелись метрическая книга с 1864 года, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги.

Священники и псаломщики в разные годы служили: Аргунов Александр Филаретович, Орлов Василий Николаевич, Нифонтов Петр Иннокентьевич, Протопопов Николай Прокопьевич, Топорков Иван Григорьевич.

Старостами работали: Степанов Григорий Никитич, житель 1-го Мельжахсинского наслега, Шарин Прокопий Тимофеевич, житель 3-го Мельжахсинского наслега, Федор Баишев – содержал за свой счет 5 мальчиков из бедной семьи для обучения грамоте.

В 1892 году при церкви была открыта одноклассная церковноприходская школа с пансионатом на 7 мест. Школа построена на средства Училищного Совета. В 1914-15 учебном году в школе обучались 12 учащихся (10 мальчиков и 2 девочки). Содержание школы было за счет казенных средств.

Заведующий и законоучитель священник Протопопов Николай Прокопьевич. Учителями были Анна Петровна Нифонтова, окончившая курсы в 6-классной Якутской духовной женской училища и Иван Григорьевич Топорков, 1884 года рождения, сын крестьянина Усть-Майского селения, окончил Якутскую второклассную учительскую школу.

В 1915 году церковь посетил владыка епископ Мелетий и по просьбе прихожан провел молебен.

Прихожанами церкви являлись жители 1-й и 3-й Мельжахсинского, Долдинского наслегов и части 2-го Мельжахсинского и Дойдунского наслегов.

Протоколом №1 заседания ЯЦИК от 30 августа 1930 года церковь была изъята на культурные нужды улуса. В 1940 годах здание церкви использовалось в качестве склада.

Источники:

  1. НА РС(Я), Ф 226-и опись 9 дело 1.
  2. НА РС(Я) Ф 30 опись 1 дело 4995.
  3. Газета «Якутские епархиальные ведомости от 6 февраля 1893 года»
  4. И.И. Юрганова. Церкви Якутии (краткая история), Якутск, 2010.
  5. Книга «Жанхадинский: три века за лучшую жизнь» Якутск, 2011, составитель Колосова Н.Ф.
  6. Книга В. Топоркова «Надо просто любить Якутию», Орел, 2012 год.