ТЮНГЮЛИНСКАЯ ПЕТРО-ПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

_______________________________________________________

Тюнгюлинский приход (штат церковного причта) был открыт 1 января 1897 года. Церковь строилась с 1900 года силами прихожан Долдинского, Мегюренского и Арагатского наслегов на местности «Кекюня тумула» рядом с озером. Дата завершения строительства храма 6 декабря 1902 года. Храм небольшой вместимостью не более 150 человек.

6 декабря 1902 года церковь освящена малым освящением для совершения Богослужений и Божественной литургии на подвижном Святом Антиминсе. По предписанию Его Преосвященства Никанора, епископа Якутского и Вилюйского от 21 июня (23 июля) 1904 года за № 715 ключарем и Благочинным Градо-Якутских церквей протоиреем И. Неверовым освящена большим освящением. В служении участвовали священники других соседних церквей.

Церковь деревянная с таковою в одной связи колокольнею и с приличной оградою, построенной в 1904 году. Церковь имела 8-е благочиние.

Церковь однопрестольная во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с празднованием 29 июня.

Храм утварью достаточно снабжена: малые Еванглийские кресты, серебряные сосуды и приспособления, блюда и чаша водосвященная и другие. Святой Антиминск освящена 12 мая 1902 года.

В храме имелись метрическая книга с 1897 года, книга браков, исповедные росписи с 1897 года и другие церковные книги.

Службу нес один состав причта: священник и псаломщик и получали государево жалование из казны 870 рублей в год и ружное содержание (ругу от прихожан).

Церковная земля была выделена в 1901 году в количестве 49 десятин и 920 сажен в двух участках «Кураанах алаас» и «Арыылаах». По просьбе прихожан в 1907 году земли обратно переданы наслегам.

1904 году прихожанами были построены дома для священника и псаломщика.

В приходе были расположены 3 часовни:

— Петро-Павловская часовня во имя Святых Первоверховных Анны, Павла и Петра в Дол(г)динском наслеге с отдельно стоящей колокольней с тремя колоколами. В часовне были: престол, жертвенник, иконостас, иконы и другие церковные утвари.

— Вознесенская часовня во имя Вознесения Господа в Мегюренском наслеге с колокольней из трех колоколов. В часовне были: престол, жертвенник, иконостас, иконы и другие церковные утвари.

— Петро-Павловская часовня во имя Святых Первоверховных Анны, Павла и Петра в Арагатском наслеге (недалеко от Мегинской инородной управы, в настоящее время на место часовни стоит монумент) построена в 1860 годах. Со слов местных жителей, в этой часовне совершал службу архиепископ Иннокентий (Виниаминов) и поэтому второе название часовни – Иннокентьевская. В часовне были: престол и другие утвари.

Священники и псаломщики в разные годы служили: Протопопов Николай Прокопьевич, Слепцов Феодосий Иванович, Аргунов Александр Филаретович, Кокшарский Федор Гаврильевич, Синявин (Синицын) Леонид Григорьевич, Попов Григорий Григорьевич, Левин Иннокентий Николаевич, Винокуров Иннокентий Зиновьевич, Павлуцкий Александр Гаврильевич, Березкин Василий Павлович, Попов Иннокентий Семенович, Сизых Андрей Николаевич, Кокшарская Анна.

Старостой работал Николай Иванович Ноговицын, инородец Долдинского наслега.

22 марта 1906 года церковь посетил епископ Якутский и Вилюйский Макарий. С крыльца храма Владыка поучал собравшихся народ о тесном взаимообщении пастыря с пасомыми, приглашая прихожан ближе входит в нужды храма и причта и исполнять все законные требования последнего… Его Преосвященство вошел в храм, где его встретил местный священник отец Григорий Попов с речью.

Владыка, облачившись в мантию, омофор и митру, совершил водосвятный молебен с присоединением похвалы святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

После молебствия Владыкаю было обращено внимание на тесноту храма, который мог вместить не более 150 человек. Это побудило Его Преосвященство согласиться на просьбу священника и дать благословение на прорубку арки в капитальной, смежной с попертью стене, что на целую треть расширило бы вместимость, для молящихся….

Прихожанами церкви являлись жители Мегюренского, Арагатского и Долдинского  наслегов (1912):

Тюнгюлюнская церковь была закрыта в 1929 году и протоколом заседания Президиума Якутского центра Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьян и красноармейцев от 3 февраля 1930 года №18 здание церкви было передано для использования под культурно-просветительские нужды. В 1940-х годах в здании храма была размещена больница.

2013 году с участием заместителя главы муниципального образования «Тюнгюлюнский наслег», краеведа А. И. Тарабукина поставлена таблица об истории церкви в местности «Кекюня тумула».

Источники:

  1. НА РС(Я), Ф226-и опись 9 дело168а и дело 204.
  2. НА РС(Я), Ф 30 опись 1 дело 4935.
  3. Газета «Якутские епархиальные ведомости от 16 июня 1906 года № 12»
  4. И.И. Юрганова. Церкви Якутии (краткая история), Якутск, 2010.
  5. Книга Тарабукин И.Н. Тюнгюлюнский наслег, Якутск, 2011 год.
  6. Книга Тарабукин И.Н. Хотун Тонулу тула, Якутск, 2007 год.