_______________________________________________________
Тюнгюлинский приход (штат церковного причта) был открыт 1 января 1897 года. Церковь строилась с 1900 года силами прихожан Долдинского, Мегюренского и Арагатского наслегов на местности «Кекюня тумула» рядом с озером. Дата завершения строительства храма 6 декабря 1902 года. Храм небольшой вместимостью не более 150 человек.
6 декабря 1902 года церковь освящена малым освящением для совершения Богослужений и Божественной литургии на подвижном Святом Антиминсе. По предписанию Его Преосвященства Никанора, епископа Якутского и Вилюйского от 21 июня (23 июля) 1904 года за № 715 ключарем и Благочинным Градо-Якутских церквей протоиреем И. Неверовым освящена большим освящением. В служении участвовали священники других соседних церквей.
Церковь деревянная с таковою в одной связи колокольнею и с приличной оградою, построенной в 1904 году. Церковь имела 8-е благочиние.
Церковь однопрестольная во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с празднованием 29 июня.
Храм утварью достаточно снабжена: малые Еванглийские кресты, серебряные сосуды и приспособления, блюда и чаша водосвященная и другие. Святой Антиминск освящена 12 мая 1902 года.
В храме имелись метрическая книга с 1897 года, книга браков, исповедные росписи с 1897 года и другие церковные книги.
Службу нес один состав причта: священник и псаломщик и получали государево жалование из казны 870 рублей в год и ружное содержание (ругу от прихожан).
Церковная земля была выделена в 1901 году в количестве 49 десятин и 920 сажен в двух участках «Кураанах алаас» и «Арыылаах». По просьбе прихожан в 1907 году земли обратно переданы наслегам.
1904 году прихожанами были построены дома для священника и псаломщика.
В приходе были расположены 3 часовни:
— Петро-Павловская часовня во имя Святых Первоверховных Анны, Павла и Петра в Дол(г)динском наслеге с отдельно стоящей колокольней с тремя колоколами. В часовне были: престол, жертвенник, иконостас, иконы и другие церковные утвари.
— Вознесенская часовня во имя Вознесения Господа в Мегюренском наслеге с колокольней из трех колоколов. В часовне были: престол, жертвенник, иконостас, иконы и другие церковные утвари.
— Петро-Павловская часовня во имя Святых Первоверховных Анны, Павла и Петра в Арагатском наслеге (недалеко от Мегинской инородной управы, в настоящее время на место часовни стоит монумент) построена в 1860 годах. Со слов местных жителей, в этой часовне совершал службу архиепископ Иннокентий (Виниаминов) и поэтому второе название часовни – Иннокентьевская. В часовне были: престол и другие утвари.
Священники и псаломщики в разные годы служили:
№ | ФИО | Дата назн | Дата оконч | |
1 | Протопопов Николай Прокопьевич | 1897 | Иереем | |
2 | Слепцов Феодосий Иванович | 1897 | Псаломщик | |
3 | Аргунов Александр Филаретович | 1898 | Священник | |
4 | Кокшарский Федор Гаврильевич | 1901 | Священник | |
5 | Синявин Леонид Григорьевич | 1902 | 1906 | Настоятель |
6 | Данилов Никита Васильевич | 1909 | Священник | |
7 | Кокшарская Анна | Просфорня | ||
8 | Попов Григорий Григорьевич | 1903 | Священник | |
9 | Левин Иннокентий Николаевич | 1904 | Псаломщик | |
10 | Винокуров Иннокентий Зиновьевич (архимандрит Серафим) | 1909 | Благочинный | |
11 | Павлуцкий Александр Гаврильевич | 1909 | Священник | |
12 | Березкин Василий Павлович | 1916 | 1921 | Псаломщик |
13 | Павлуцкий Иоан | 1919 | Псаломщик | |
14 | Попов Иннокентий Семенович | 1926 | 1929 | Священник |
15 | Сизых Андрей Николаевич | 1929 | Псаломщик |
Старостой работал Николай Иванович Ноговицын, инородец Долдинского наслега.
22 марта 1906 года церковь посетил епископ Якутский и Вилюйский Макарий. С крыльца храма Владыка поучал собравшихся народ о тесном взаимообщении пастыря с пасомыми, приглашая прихожан ближе входит в нужды храма и причта и исполнять все законные требования последнего… Его Преосвященство вошел в храм, где его встретил местный священник отец Григорий Попов с речью.
Владыка, облачившись в мантию, омофор и митру, совершил водосвятный молебен с присоединением похвалы святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.
После молебствия Владыкаю было обращено внимание на тесноту храма, который мог вместить не более 150 человек. Это побудило Его Преосвященство согласиться на просьбу священника и дать благословение на прорубку арки в капитальной, смежной с попертью стене, что на целую треть расширило бы вместимость, для молящихся….
Прихожанами церкви являлись жители Мегюренского, Арагатского и Долдинского наслегов (1912):
Тюнгюлюнская церковь была закрыта в 1929 году и протоколом заседания Президиума Якутского центра Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьян и красноармейцев от 3 февраля 1930 года №18 здание церкви было передано для использования под культурно-просветительские нужды. В 1940-х годах в здании храма была размещена больница.
2013 году с участием заместителя главы муниципального образования «Тюнгюлюнский наслег», краеведа, члена союза писателей РС(Я), журналиста РФ И. Н. Тарабукина установлена таблица об истории церкви в местности «Кекюня тумула».
Источники:
- НА РС(Я), Ф226-и опись 9 дело168а и дело 204.
- НА РС(Я), Ф 30 опись 1 дело 4935.
- Газета «Якутские епархиальные ведомости от 16 июня 1906 года № 12»
- И.И. Юрганова. Церкви Якутии (краткая история), Якутск, 2010.
- Книга Тарабукин И.Н. Тюнгюлюнский наслег, Якутск, 2011 год.
- Книга Тарабукин И.Н. Хотун Тонулу тула, Якутск, 2007 год.