ХОЛГУМИНСКАЯ ИННОКЕНТИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Переход к истории улуса

_______________________________________________________

Холгуминский приход (штат церковного причта) был образован 1 января 1897 года.

В марте 1902 года жители (прихожане) Женходинского и Батаринских наслегов выступили с ходатайством на имя епископа Якутского и Вилюйского с просьбой о разрешении строительства храма на границе между наслегами в местности Эмюкэй. Жители наслегов брали на себя обязательства строительства храма и причтовых домов своими силами и организовали Комитет по постройке церкви и домов причтовых. Строительство храма завершено в 1910 году (по другим данным в 1900 году).

Церковь построена на средства прихожан Д. Винокурова, Шишигина и стоял на границе Женхондинского и Батаринского наслегов в местности Эмюкэй Женходинского наслега.

В постройке церкви и причтовых домов участвовали всего 872 душ, в том числе: из 1-го Холгуминского наслега 118 душ, 2-го Холгуминского наслега – 218 душ, Батаринского наслега – 182 душ, Женходинского наслега – 35 душ. На строительство церкви так же работал известный мастер по дереву и кузнец «Күөгэтэр Уус” — Вензель Иннокентий Иванович. Он построил иконостас и купол колокольни.

Церковь однопрестольная во имя Святителя Иннокентия. Утварью церковь была обеспечена достаточно. В церкви имелись 2 ризы, в том числе 1 ризу пожертвовали наследники Георгия Сергучева. Церковь имела 8-е благочиние.

Службу нес один состав причта — священник и псаломщик, получавшие жалование из казны и ружное содержание (ругу от прихожан). Священнослужители проживали в домах, построенных прихожанами.

В храме имелись метрическая книга с 1897 года, книга браков, исповедные росписи с 1897 года и другие церковные книги. При церкви действовала библиотека духовно-нравственной литературы. 15 богослужебных книг на сумму 49 рублей 95 копеек пожертвовал инородец Женходинского наслега Игнатий Седалищев.

В пользование прихода было выделена сенокосная земля в размере 33 десятин.

В приходе имелись 2 деревянные часовни, построенные в 1850-1860 годах по благословению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) на пожертвования жителей Женходинского наслега:

— Петро-Павловская часовня, расположенная в местности Эмюкяй в одном версте от церкви. По внешнему виду – простая юрта с крестом на крыше. 1902 году часовня развалилась;

— Николаевская часовня была построена в долине р. Лена в 15 верстах от города. В часовне было крыльцо на четырех столбах, семь окон. Часовня квадратной формы с крестом. Внутри была установлена дощатая перегородка с тремя дверями с алтарем. В алтаре – престол и жертвенник. С 1870-х годов богослужения в часовне не совершались, все утвари были перенесены в Усть-Сольскую церковь.

Священники и псаломщики в разные годы служили: Словецкий Петр Иванович, Верещагин Николай Власьевич, Попов Иннокентий Васильевич, Попов Иннокентий Семенович, Синявин (Синицын) Леонид Григорьевич, Попов Иван Васильевич, Винокуров Тимофей Леонтьевич, Малышев Григорий Тарасович, Чумаков Лавр Тимофеевич, Аргунов Пантелеймон Филаретович, Бережнов Михаил Васильевич, Попов Иосиф Петрович, Григорьев Леонид, Аргунов Александр Александрович, Колодезников Иннокентий Федорович, Силин Николай Ксенофонтович, Хлебников Пайтелеймон Артемьевич.

Старостами были: Иван Тарасович Шишигин; Спиридон Яковлевич Владимиров, инородец Женходинского наслега; Иван Михайлович Афонский, житель Батаринского наслега.

В сентябре 1908 года прихожанами была построена и открыта одноклассная школа Министерства народного просвещения в местности «Атыыр унуога», в которой обучались 13 мальчиков и 2 девочки. Строительство школы возглавлял Колодезников Алексей Ильич. 1916 году школа перенесена в местности Эмюкэй.

Первыми учителями были Хлебников Иосиф Артемьевич (1908-1911 годы) и Колодезников Алексей Ильич. Законоучителем был священник Александр Аргунов.

Церковноприходскую школу закончили: Холмогоров Иван Гаврильевич, 1904 года рождения, секретарь и председатель Женходинского наслега с 1922 по 1924 годы; Холмогоров Василий Иннокентьевич и другие.

Прихожанами церкви были жители 1-го и 2-го Холгуминских наслегов, Женходинского (Мегюренского) и Батаринского  наслегов (1912).

Церковь сгорела в 1935-36 годах.

2013 году в местности «Эмюкэй» проведена экспедиция с участием директора музея Женходинского наслега Колесовой Нины Федоровны.

Источники:

  1. НА РС(Я), Ф 226-и опись 9 дело 168.
  2. НА РС(Я) Ф 30 опись 1 дело 4995.
  3. Газета «Якутские епархиальные ведомости от 6 февраля 1893 года»
  4. И.И. Юрганова. Церкви Якутии (краткая история), Якутск, 2010.
  5. Книга «Жанхадинский: три века за лучшую жизнь» Якутск, 2011, составитель Колосова Н.Ф.