ХАТЫН-АРИНСКАЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

фото

Переход к истории улуса

_______________________________________________________

Церковь построена на пожертвованные средства Губернатора Якутской области И. И. Крафта.

5 июня 1910 года по благословению епископа Якутского и Вилюйского Иннокентия была освящена. Здание церкви деревянное, колокольня располагалась отдельно. Службу нес один состав причта (священник и псаломщик), получавшие жалование из казны. Штат утвержден 1 января 1912 года. 

Освящение Хатын-Аринского храма

(ЯЕВ 1910 №19)

Еще три-четыре года тому назад было слышно, что более не будет пропитывающихся у якутов ссыльно-поселенцев (кумаланов), что они все будут собраны и будут жить целой деревней в одном месте. Велика была радость якутов, что эти названные «кумаланы» отойдут от них, велика была вероятно радость и этих последних, что они уже не будут больше так унижаться, как это было прежде: почти со рта выпрашивать у бедного якута последний кусок хлеба. Это весть скоро сбылась. Пользуясь удобным случаем выезда скопцов на родину, Его Превосходительством, Г. Губернатором, было сделано распоряжение скупить в Хатын-Аринском с., Намского улуса, подходящие помещения у скопцов и основать там богадельню. Распоряжение это быстро было приведено в исполнение: были куплены дома, собраны со всех концов бродячие по юртам ссыльно-переселенцы и поселены в Хатын-Аринском селении. На другой год разнеслась весть, что учинен поджог дома торгующего там купца П.Г. Романова и с этим домом сгорела много построек купленных для богадельни. Этим дело не пошатнулось. Были, кажется, куплены несколько новых зданий и богадельня там упрочилась. Здесь были собраны все калеки, глужие, немые и прочие неспособные к труду люди. Пользовались они готовым столом, квартирой и одеждой. Вообще было дано им все, что только было необходимо для человеческого существования. Представить это земное благо нищим братьям. Его Превосходительство, Господин Губернатор не ограничился этим, он позаботился и о духовных потребностях их, что проявилось в постройке при богадельне храма Божия. Были разосланы на все места округов подписанные листы, деятельностью и трудами настоятели Намской церкви (в которой прописан этот храм) свящ. Ин. Винокурова были собраны, частью из городских церквей, частью из церквей участка, некоторая старая утварь и ризница, поступили доброхотные подояния, на что были заказаны иконостас и иконы, в храм через два года были готовы. Внешний вид храма получился очень хороший. Все сделано чисто, хорошо, хотя и небогато. Его Преосвещенство, Преосвещеннейший Иннокентий, при поездке в Колымский край, в феврале месяце с. г., посетил его и очень остался доволен постройкой. На обратном пути Его Преосвященство заехал к местному священнику о. Иннокентию Винокурову (к этому времени почти все было готово) и изъявил желание самолично освятить храм. Были слухи и предположении, что выйдет к этому дню и инициатор всего этого благо дела Его Превосходительство, Г. Губернатор И.И. Графт. Но за выездом Г-на Губернатора в пределах России, Его Преосвященство поездку отложил. Освящение храма было поручено участковому благочинному свящ. В. Жиркову. По принятии Архипастырского благословения и поручении благочинным сделан был выезд к 8-го июля с.г. к служении свящ. Красноярской ц. о. Иоанна Винокурова и настоятеля цер. о. Ин. Винокурова, торжественно состоялось освящение Хатын-Аринского храма, чином Иерейского освещения. Молящихся, в день освящения, было до тысячи человек. В том числе участвовали: местный заседатель М.Д. Большев, смотритель богадельни П.В. Сыроватский и многие другие из русских, проживающих в деревне. За Литургией поучение было сказано на якутском языке настоятелем церкви свящ. Ин. Винокуровым, обращенное ко всем присутствующим в храме. Проведена была мысль, что храмом этим могут пользоваться не только проживаемые в богадельне, но и все живущие в окрестности. Могут чаще участвовать на совершаемых в нем богослужениях, совершать все требоисправления, которые до сего времени, по отдаленности Намской церкви, совершались в домах, выполнять и прочие религиозные нужды. В заключении было упомянуто о лицах, позаботившихся об этом благом деле. По окончании Литургии было совершено, на площади перед храмов, молебствие с водоосвящением. Перед молебном было сказано слово участковым благочинным, свящ. В. Жирковым, обращенное к прибываемым в богадельню, которых оказалось 5 – человек и тех собрал смотритель богадельни и представил их для выслушания обращенного к ним слова. Эти пять человек могут, что поймут, передать своим оставшимся в домах многочисленным собратьям. В слове была выяснена мысль – какими благами пользуются теперь они в сравнении с прежним положением, кто является инициатором всего этого и что нужно воздать благодарение Господу Богу, всем потрудившимся в этом благом деле. В заключении было добавлено, что нужно чаще посещать совершаемый здесь богослужении, приучать себя к молитве и думать о спасении своей души.

После молебна было провозглашено многолетия Царствующему Дому, Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иннокентию, Епископу Якутскому и Вилюйскому, строителям, благотворителям и попечителям храма и всем православным христианам.

После молебна молящихся приложились к кресту и были окроплены св. водою. В народе все время сохранились тишина и порядок.

Совершающим все эти священнослужения не было предложено в деревне квартиры, и им приходилось ездить из квартиры Намского священника, отстоящей на десять верст от Хатын-Арынского селения. Не приятно было конечно прокатываться по пыльной дороге вперед и обратно к четыре оборота по десять верст. Так прошел день освящения Хатын-Аринского храма.

Свящ. В. Жирков